Как управлять динамикой группы на бизнес-тренинге
Подходит к завершению сезон-2025 нашего Курса для бизнес-тренера – участники погрузились в инструменты и компетенции внутреннего тренера компании, а мы в преддверии сезона 2026 поделимся аспектами управления групповой динамикой на тренинге и что делать со сложными участниками в группе, если такие проявятся на вашем тренинге.
Диаграмма динамики тренинговой группы
Поскольку тренинг – это длительное событие, то энергия и эмоции группы не могут оставаться на одном уровне всё время. Кроме того, если участники тренинга не знакомы, то в самом начале они не будут группой, а всего лишь отдельными специалистами, которые пришли к вам на тренинг, а некоторые не по доброй воле, а по приказу «сверху». Также работоспособность людей зависит от времени суток, сложности материала, усталости и т.д.
Поэтому эмоции, энергия и продуктивность группы меняются в течении тренинга и бизнес-тренер должен уметь учитывать этот феномен и сознательно управлять групповой динамикой, чтобы достигнуть целей тренинга.
Рис. «динамика (энергия) группы», авторы К. Леви («Теория поля в социальных науках») и Б. Таккман («Стадии группового развития Такмана»).
- Знакомство – этап, когда участники вежливы, энергия высокая, но продуктивность низкая.
- Шторминг (конфликты, напряжение) – в этот период появляются споры, «эксперты» и пассивные, энергия скачет. Продуктивность низкая, так как участники думают о своих психологических интересах, а не о знаниях и навыках.
- Нормы – на этом кратком этапе группа вырабатывает свои правила, динамика стабилизируется, продуктивность начинает расти.
- Продуктивность – наконец, группа стала мини-командой, участники вовлечены и группа добивается максимального результата.
Если представить классический тренинговый день (с 10:00 до 18: 00 ч), то можно отследить изменение энергии группы по часам. До первого перерыва (до 11:30) и сразу после него энергия растёт, держится на максимуме и к обеду несколько снижается – чувствуется усталость. В этот период тренер постепенно увеличивает нагрузку и погружает группу в одну из сложных тем, требующую усилий.
После обеда группа отдохнула и готова еще раз продуктивно поработать. Тренеру достаточно организовать разминку-энерджайзер и можно переходить ко второй сложной/важной теме. А вот после второго кофебрейка (после 16 ч) работоспособность заметно падает, тренеру необходимо принимать меры, чтобы поднять энергию и довести группу до успешного завершения.
Правила и методы управления
Существует как минимум 5 направлений и способов регулирования динамики группы.
1. Четкие правила с первого минуты. На первом модуле Курса мы уделяем внимание важности правил группы на тренинге. Важно как содержание правил, так и факт их наличия.
Например, запишите регламент: «Говорим по очереди», «Телефоны на беззвучном», «Критика — только конструктивная», «Не отвлекаемся на посторонние темы», «Соблюдаем конфиденциальность».
В бизнес-тренинге особенная ценность – время («чтобы каждый получил максимум пользы»).
2. Инструменты вовлечения участников в работу.
Каждый кратко отвечает на вопрос (тогда даже пассивные не смогут отмолчаться).
Парная работа. Работа в мини-группах (по 2-3 человека) снижает страх выступления на аудиторию.
Игры – это 100% работающий инструмент как для вовлечения в тему тренинга, так и для диагностики группы и отдельных участников.
3. Контроль энергии группы.
Если энергия падает (а тренер должен наблюдать за энергией и продуктивностью группы) – дайте лёгкую физическую активность: «Встаньте те, кто согласен с тезисом».Также всегда поможет 5-минутная разминка-энерджайзер.
Напротив, если возникло перевозбуждение (после какой-то игры или упражнения) – вам поможет снизить энергию письменное задание: «Запишите 3 главных идеи за 2 минуты» или ваша мини-лекция на 5-10 минут.
Мы используем также принудительные перерывы. Предположим, группа отработала час и энергия упала. Делаем короткий перерыв, разминку и продолжаем работу.
4. Работа с «экспертами».Эксперты – важные люди на тренинге, их знания и опыт важны всей группе. Поэтому…
Дайте им роль ассистента – «Помогите мне собрать мнения группы».
Или, напротив, ограничьте их влияние – «Ваш опыт важен, но давайте услышим и новичков».
5. Рефлексия после каждого блока. Помогает «заземлить» материал тренинга, перевести его в практические шаги.
Спросите: «Что возьмёте в работу? Что было неочевидно?».
Всегда делайте акцент на практическую пользу («Как это повысит ваши продажи?»).
Инструментов управления групповой динамикой гораздо больше, но начинающему тренеру важнее не столько знание большого числа инструментов, а своевременность и адекватность их использования.
Что делать со сложными участниками?
Для облегчения понимания термина «сложный» участник приведём три примера и дадим рекомендации.
Пассивный участник – не стремится проявлять себя, высказывать мнение и делиться опытом.
Что делать тренеру:
- Задавать прямые простые вопросы («Иван, как вы решили бы эту ситуацию / кейс?»).
- Использовать письменные форматы (стикеры, чат в Zoom).
- Дать относительно безопасную роль (например, контролер, помощник).
Скажите группе – «Мне важно услышать каждого — даже короткий ответ поможет группе».
«Эксперт» – он перебивает, спорит, демонстрирует знания. Не стоит путать с настоящим экспертом, который как правило, ведёт себя скромно.
Что делать тренеру:
- Принять публично его статус: «Как профессионал, что вы посоветуете группе?».
- Направить в конструктив: «Давайте оформим вашу идею как рекомендацию».
- Ограничить время: «Чтобы успеть всё, давайте 1 минуту на комментарий».
Скажите группе – «Ваш опыт ценен, но давайте дадим другим участникам тоже разобраться».
Болтун – он уводит в сторону от темы, говорит слишком много.
Что делать тренеру:
- Поднять руку, чтобы прервать его.
- Использовать таймер: «У нас ровно 2 минуты на этот вопрос».
- Спросить группу: «А что думают другие?».
Скажите группе – «Спасибо, давайте резюмируем вашу мысль в 1 предложение и двинемся дальше».
Встречаются и другие типы «сложных» участников, на третьем модуле Курса для бизнес-тренера мы их обязательно изучим. А на первом модуле будем заниматься, в том числе, мотивацией участников и это тоже инструмент управления как группой, так и отдельными людьми.
Выводы
Групповая динамика – неизбежный процесс и тренеру важно учитывать его и следить за энергией группы, чтобы использовать её для достижения цели обучения.
Вместо конфликта со сложными участниками тренеру лучше сохранять нейтралитет.
Рекомендуем использовать группу как ресурс – «Коллеги, как вам эта идея?».
В бизнес-тренинге полезно связать коррекцию поведения сложного участника с целью тренинга: «Это поможет нам уложиться в срок и разобрать все кейсы».
Авторы: ведущие Курса для бизнес-тренера Марина Штонда и Михаил Кузнецов