Современные вызовы бизнес-тренеру
Профессия бизнес-тренер, получив чёткие границы в Профессиональном стандарте, определила список задач, которые решает тренер в процессе обучения персонала компании или предприятия.
Основные умения бизнес-тренера
Все эти задачи в конечном итоге связаны с результатом обучения – цель должна быть достигнута, компетенции участников обучения должны получить приращение. При этом «ученики» – сотрудники предприятия-Заказчика и организаторы обучения – ведут свою деятельность отнюдь не в вакууме: у них есть требования к платформе обучения, они уже много раз обучались и хотят «чего-то новенького», а бизнес-тренер должен соответствовать некоторому стандарту. Также у них напряжённый график, и обучение может быть растянуто во времени (а это потеря внимания) и так далее.
То есть бизнес-тренер неизбежно сталкивается с вызовами, обусловленными современным положением дел в сфере обучения и развития персонала компаний.
Технологические вызовы
Постоянно появляются новые платформы, инструменты и методы обучения.
Не так давно большинство заказчиков считали вебинар аналогом тренинга, только «онлайн». Это совершенно не так! Онлайн-тренинг может и должен быть полноценным тренингом, но для этого тренеру необходимо научиться готовить и вести этот специфический формат.
Виртуальная и дополненная реальность также всё шире входят в пространство обучения – крупные компании и корпорации используют эти технологии в качестве тренажёров и для бизнес-симуляций. Поэтому тренерам уже пора не только изучать, но и применять VR-технологии в своих тренингах или на этапе посттренинга.
Искусственный интеллект не панацея, а эффективный помощник тренера при правильном подходе. Внедрение ИИ в процесс обучения позволяет:
- Сократить время на подготовку обучения
- Эффективно оформить программу обучения и КП
- Сформировать план обучения под цели и задачи Заказчика
- Привлечь опыт / кейсы мировых лидеров по теме обучения
- На тренинге переложить рутину на ИИ, освободив время участников для творчества и генерации нового.
Персонализация обучения
Потребность в индивидуальных треках развития сотрудников – это реальность. Ключевые сотрудники стали ценностью, капиталом компании. За ними буквально идет охота. Поэтому современное требование к тренеру – умение разрабатывать персонализированные программы обучения, учитывающие индивидуальные потребности и цели каждого участника.
Что за этим стоит? Во-первых, требуется более глубокая, вдумчивая индивидуальная диагностика – какие компетенции данного сотрудника нуждаются в развитии. Во-вторых, требуется понимание типа сотрудника по отношению к обучению. Он более склонен к действию или ему сначала нужно изучить материал, «набрать» теорию? Возможно, он склонен к рефлексии, и это будет опорой в процессе обучения. Не исключены и коучинговые методы обучения – особенно это касается руководителей.
Таким образом, бизнес-тренер обращает внимание не только на «среднюю температуру участников», но и на индивидуальные особенности и должен быть готов это учесть как в программе, так и на этапе закрепления обучения на практике.
Удержание внимания
Если традиционно один или два участника требовали особого внимания тренера в ходе обучения, то сейчас большинство в группе испытывают сложности с концентрацией внимания на материале. В условиях информационного перенасыщения и короткого периода концентрации внимания, бизнес-тренерам необходимо разрабатывать креативные и интерактивные методы обучения, чтобы вовлечь и удержать интерес участников.
То есть главный девиз – «нет однообразию»! Тренеру приходится насыщать программу элементами, позволяющими разными способами представить материал обучения и его отработку в упражнениях. Такими элементами могут быть как способы подачи информации (фрагмент фильма, видеозагадка, головоломка), так и интересные задания (игры) на этапе тренировки навыка или умения.
Поэтому..
Изменение форматов обучения
Формат обучения – это тот способ, которым тренер передаёт знания, умения и навыки участникам обучения. Лекция – один из более 100 форматов обучения. Стремление к гибкости, доступности и удержанию внимания в процессе обучения требует от тренеров разработки различных форматов, включая микрообучение, мобильное обучение, смешанное обучение и геймификацию.
В качестве примера рассмотрим этап повторения пройдённого материала на второй день тренинга. Тренер мог бы просто задавать вопросы и получать ответы группы, но гораздо эффективнее применить другой, более интересный и глубокий формат.
Первая подгруппа получает задание придумать о том материале, который вчера обсуждался на тренинге, стихи в стиле «вредных советов». А вторая подгруппа получает такое же задание, но представить результат не в виде стихов, а в виде игры «правда или ложь».
В итоге получаем тройной эффект:
- Участники для выполнения задания внимательно просмотрели и вспомнили материал
- Когда первая подгруппа отвечала на вопросы игры «правда или ложь», её участникам непременно хотелось угадать, а для этого пришлось мобилизоваться и на лету вспоминать материал
- Было весело, что подняло энергию группы и зарядило на следующую тему тренинга.
Поддержание собственной экспертизы
Бизнес-тренер – не только создаёт условия для обучения, но и является носителем знаний, методов и практики их применения. А методы не стоят на месте. Например, на наших глазах сфера продаж успела пройти три периода – агрессивные продажи, активные продажи и проактивные продажи. Сейчас идёт процесс формирования экспертных продаж и в связи с этим изменились этапы самой продажи, как процесса.
Постоянное обновление знаний и навыков, изучение новых трендов и методик обучения, а также обмен опытом с коллегами являются ключевыми факторами для успешной работы бизнес-тренера. На это нужно время, а его, как всегда, не хватает!
Интеграция новых методик
Чтобы быть актуальным и востребованным, тренеру придётся внедрять новые подходы, такие как обучение на основе опыта, обучение через действие (actionlearning).
Также неизбежно использование игровых механик, а это потребует от тренеров освоения новых навыков и адаптации существующих программ.
Развитие soft skills
Кроме профессиональных знаний и умений, без которых невозможна сама профессия, бизнес-тренерам необходимо развивать и совершенствовать свои личные навыки коммуникации и лидерства.
Soft skills – универсальные навыки и умения, которые будут востребованы в большинстве профессий и должностей. К ним можно отнести вербальную и письменную коммуникацию, публичные выступления, проведение презентаций, разрешение конфликтов, стратегическое мышление и дивергентное мышление, эмоциональный интеллект, самоорганизацию.
Например, умение мотивировать и вдохновлять участников обучения. Навыки управления изменениями тоже будут полезны, ведь без них невозможно сделать большой учебный проект, а внутреннему тренеру придётся управлять изменениями в ходе годового цикла развития и обучения сотрудников.
Оценка эффективности обучения
Наконец, любое обучение завершается оценкой результатов обучения.
Бизнес всегда использует категорию ROI – в нашем случае, как окупились вложения в развитие и обучение персонала предприятия.
Умение разрабатывать методы оценки результатов обучения, которые будут не только измерять усвоенные знания, но и показывать, как обучение повлияло на повышение производительности и достижение бизнес-целей компании – важный навык и его освоение тоже потребует времени и сил.
Итоги
Поскольку профессия бизнес-тренера подразумевает обширный набор компетенций и они накладываются на технологические, методические и другие современные вызовы, тренеру необходимо постоянно обучаться и совершенствовать себя, как личность. Лучше всего это делать в профессиональном кругу и получать опыт и методы из «первых рук». Поэтому наш Курс для бизнес тренера так глубоко проработан, состоит из 6 модулей и постоянно обновляется, чтобы после него тренер мог справляться с любыми сложностями и вызовами, вести результативное обучение сотрудников компаний и противостоять профессиональному выгоранию.
Авторы: Марина Штонда и Михаил Кузнецов.