«Нам что-нибудь про команду…» или Что надо знать руководителю об организации тренингов деловой коммуникации и командообразования.
И вот однажды в компании N наступил такой момент, когда на совещании кто-то из руководства многозначительно изрёк: «А давайте-ка проведём тренинг командообразования?». Среднюю температуру ответной реакции участников совещания можно было охарактеризовать фразой «А почему бы и нет?». Действительно, почему бы и нет – финансовая возможность у организации имеется, партнёры рассказывают, что уже «командообразовались», да и конкуренты на своём сайте щеголяют фотографиями сотрудников, бодрящихся среди натянутых верёвок…
Итак, решение принято, директор по персоналу загружен проблемой поиска достойного провайдера, по компании поползли слухи о предстоящем выездном тренинге. Коллектив забурлил и волна предвкушения ( «Ну, наконец-то: отдохнём, расслабимся» ) набегает на волну сопротивления («А какие там условия: удобства, вероятно, на улице?» , « Какой тренинг? Дачный сезон на дворе…» , «Нет-нет, на верёвки я не полезу!» ). И, наконец, после месяца этого бурления, звонков, переговоров и прочих волнений в одну из пятниц коллектив, почему-то позвякивая своими спортивными сумками, прибывает на базу отдыха.
В субботу с утра, сразу после завтрака запланирован тренинг. Вероятно, это был низкий или высокий верёвочный курс... О, сколько дивных историй могут рассказать бывалые инструкторы про этих утренних участников - о том, какими «хорошими» некоторые из них появляются на субботнем тренинге после пятничного заезда! Если вообще появляются…
В результате – коллектив, как будто бы, сплотился. Совместный выезд на природу, весёлые приключения на «верёвках», забавные воспоминания, пикантные фотографии. Давно забыты и обида бухгалтера, которая «с самого начала не хотела лезть, потому и упала», и яростные споры соревновавшихся сторон по поводу «нечестного судейства», и, собственно, цель мероприятия.
Знакомая картина? Возможно, мы несколько сгустили краски, а на самом деле «на выходе» было следующее: всё прошло хорошо и весело, отдохнули здорово, потом долго вспоминали, хотим ещё. Но те ли это результаты, за которые были заплачены немалые деньги? Как сделать так, чтобы выездной тренинг принёс нечто, сверх того, что предполагает просто хорошо организованный загородный отдых?
Если Вы хотите получить от тренинга весомые результаты, то для начала отнеситесь к нему, как к серьёзному обучающему мероприятию, требующему не только финансовых вложений, но и основательной, вдумчивой подготовки со стороны руководства компании.
Очень важно с самого начала определиться с целью тренинга. Сделав заявку по типу «нам что-нибудь про команду», Вы рискуете именно «что-нибудь» и получить. Такие распространённые формулировки как «сплотить коллектив», «повысить лояльность сотрудников к компании» звучат неплохо, но в качестве целей это достаточно размытые ориентиры. Не гонитесь за модным словом «командообразование», обратитесь к конкретике. Возможно, Вашей организации требуется:
- снизить количество конфликтных ситуаций в коллективе;
- оптимизировать деловые коммуникации между отделами;
- познакомить новых сотрудников с традициями коллектива;
- обучить сотрудников деловому этикету;
- … ?
Обратите внимание - это уже конкретные и измеримые цели, но надо отдавать себе отчёт и в том, что не стоит пытаться охватить достижение всех этих целей в равной степени; какую-то из них придётся выбрать основной. И грамотный тренер не пообещает Вам золотых гор тимбилдинга, а будет строить тренинг исходя из одной, приоритетной цели.
Если же Вы, как руководитель, всерьёз задумали заняться именно построением команды и внедрением командных методов управления в компании, то придётся учесть, что это большая и продолжительная работа.
В том случае, когда Вы имеете только самое общее представление о команде и командных методах работы, то прежде чем заказывать корпоративный тренинг командообразования, Вам, как руководителю, имеет смысл почитать соответствующую литературу и посетить открытые тренинги «Лидерство и управление мотивацией команды», «Создание работающей команды», а, если речь идёт о развитии проектной деятельности - тренинги «Основы управления проектами», «Управление командой проекта». Кроме того, что Вы начнёте ориентироваться в проблеме, это поможет Вам подготовиться к переговорам с тренинговыми компаниями и определиться с целями командообразующего тренинга. Немаловажно так же, что после обучения Вы будете иметь определённое представление о том, какая диагностика потребуется Вашему коллективу для уточнения этих целей. Иначе может случиться, что вполне годный тренинг очень недурно будет проведён с Вашими сотрудниками, но семена эти лягут на неподготовленную почву. Либо окажется, что сотрудники Ваши категорически не готовы работать по-новому, либо руководители далеки от перемен, либо вся структура компании, характер взаимодействия между сотрудниками и принципы оплаты труда не будут способствовать построению команды. И вместо положительного эффекта от тренинга возникнет противоречие между его плодами и реальным состоянием дел.
Не останавливаясь на теории командообразования, приведём общие подходы к организации подобных тренингов, в том числе ориентированных на развитие у сотрудников деловой коммуникации. Особенно важно соблюдать эти условия, если такие тренинги проводятся в компании впервые.
Прозрачность подготовки тренинга. Расскажите сотрудникам о предстоящем тренинге, объясните его цель и задачи. Постарайтесь в своей речи передать важность обучения для всей компании и каждого сотрудника. Объявите дату и место проведения тренинга заранее, чтобы участники смогли скорректировать свои рабочие и личные планы. Расскажите о содержании тренинга, успокойте тех, кто опасается чрезмерных физических нагрузок. Озвучьте регламент всего мероприятия, если речь идёт о корпоративном выезде.
Максимально хорошая организация. Организуйте как можно лучше доставку, питание, комфортные условия для участников. Предусмотрите свободное время, но запланируйте сначала тренинг, а потом отдых. Решите, каким образом будете поддерживать дисциплину среди сотрудников, если это потребуется. Подумайте, что может отвлекать от обучения. Например, однажды сотрудников одной компании привезли на тренинг по командообразованию непосредственно на берег лесного озера. День был таким жарким, а водная гладь так манила к себе, что участников с трудом удалось удержать от купания (которое, конечно, было запланировано после мероприятия) и начало тренинга было скомкано.
Оправданный выбор даты тренинга. Часто тренинги командообразования проводят в конце года, приурочивая к новогодним корпоративным праздникам. Это бывает удобно в финансовом плане, а кроме того тренинг как бы выступает в качестве дополнительного подарка сотрудникам. Однако, это не очень грамотное решение. Повторимся, тренинг – это, прежде всего, обучение, а не развлечение и именно такое отношение надо сформировать у участников. Кроме того, разумно будет результаты работы на тренинге сразу закрепить в реальных рабочих условиях, а не смазать чередой праздничных и выходных дней.
Что касается оптимального дня недели для тренинга, то здесь так же существуют определённые нюансы (рассмотрим классическую пятидневку). Если проводить тренинг в один из выходных дней, то это само по себе может выступить в качестве демотиватора. Часто для тренинга выбирают пятницу – этот день, как правило, не несёт в себе полноценной рабочей нагрузки и «пожертвовать» им, как будто, не так жалко. Но, опять же – инсайты пятничного тренинга поблёкнут под впечатлениями выходных дней, да и сама пятница уже полна предвкушений предстоящего отдыха. А вот после тренинга, проведённого в понедельник, вся рабочая неделя пройдёт на подъёме, что только усилит его результаты.
Подведение итогов тренинга, информирование о них участников тренинга. Каким бы успешным не был тренинг, но для того, чтобы «выжать» из него максимум эффективности, следует обязательно подвести его итоги и сделать их достоянием не только руководства, но и всех участников. Для выяснения результатов тренинга используют такие инструменты, как диагностика, проведённая до и после тренинга, посттренинговое занятие, беседа с тренером. Возможно, что некоторые выводы по результатам обучения будут предназначены только для руководства, но это не значит, что совсем не найдётся слов, которые следует сказать участникам. Формы информирования могут быть разными - небольшое выступление на собрании, статья на корпоративном форуме, внутренняя e - mail рассылка.
Строго говоря, весь этот разговор касается любых тренингов, но в связи с яркой эмоциональной окраской обсуждаемых тем для обучения, данные советы приобретают особую актуальность. Итак, коммуникативный тренинг должен преследовать как можно более конкретную цель, обязан органично вписаться в рабочее расписание участников, его содержание не должно противоречить стилю руководства компании. Только серьёзное отношение к тренингу руководства и участников обеспечит ему серьёзные результаты. Хорошему тренингу нужны безупречная организация, грамотная диагностика, «пролог» и «эпилог». Цели и итоги тренинга должны быть доступны и понятны участникам.
Так Вам ещё нужен «тренинг про команду»?
М. Степанова,
методист ТА «Мастер-класс»