На редкость интересным, получился
круглый стол по теме “Профессия бизнес-тренера. Перспективы и
возможности”, прошедший в агентстве вечером 11 ноября.
Татьяна Коробенко – бизнес-тренер и директор по развитию
ТА “Мастер-класс” предложила участникам в ходе групповой
дискуссии ответить на следующие вопросы:
- Кто может стать бизнес-тренером?
- Какие бизнес-тренеры востребованы на рынке?
- Чему учат бизнес-тренеров?
- Какие есть тренерские школы?
- Внутренний тренер, “freelance” или компания?
- Будет ли профессия востребована через 5 лет?
Мы были приятно удивлены, когда выяснилось, что из 23 человек участников, более половины уже являются действующими тренерами. Их экспертные мнения и практический опыт позволили не только детально разобрать заявленные вопросы, но и рассмотреть существующие проблемы со всех сторон, что положительно отразилось на эффективности мероприятия для остальных. Высокий интерес к данной теме свидетельствует об её актуальности и развитии рынка тренинговых услуг в Санкт-Петербурге.
По традиции, мероприятие началось с представления нашего агентства и знакомства с гостями. Наши гости самостоятельно выделили круг тем и вопросов наиболее актуальных и интересных для себя:
- узнать больше о тренерской работе.
- узнать о
других востребованных тренингах.
- новые методы и навыки.
- что на
сегодняшний день представляет профессия бизнес-тренера?
- обмен опытом,
узнать новые приемы, что-то новое.
- понять особенности профессии, в чем
отличие от психолога?
- посмотреть на коллег и конкурентов.
- что делают
тренеры с ошибками?
- увидеть коллег под новым углом зрения?
- с чего
лучше начать новичку?
- новые виды деятельности.
- попробовать
потренироваться.
- что на рынке актуально сегодня?
- почему человек так
медленно учится?
- какие бывают виды тренинга ?
Затем, разделившись на группы, среди которых выделились эксперты, участники, начали групповое обсуждение и поиск ответов. Результаты их работы представляются нам особенно ценными, во-первых, потому что отражают сегодняшнюю ситуацию и последние тенденции на рынке бизнес-тренингов. Во-вторых, из-за своей краткости и доступности для понимания. Мы надеемся, что эти выводы будут полезными для всех, кто имеет отношение к тренингам.
Итоги работы в группах:
- Какими качествами должен обладать бизнес-тренер?
1. харизма
2. креативность
3. знание
психологии
4. интуиция
5. позитивность
6. личностная
автономность
7. профессионализм
8. организованность,
нацеленность на
результат
9. коммуникабельность
10. гибкость
11. уверенность
- Чему должен быть обучен бизнес-тренер:
1. основам психологии и
педагогики
2. методикам и техникам обучения
3. построению
долгосрочных отношений с клиентами
- Лучшие образовательные программы для подготовки тренера. Где поучиться?
1. базовое психологическое
образование.
2. “Мастер-класс”
3. повышение
квалификации
4. компании, долго работающие на рынке (2-3 года)
Совет:
лучше обучаться в нескольких учреждениях.
- С чего начинать работу в тренерской деятельности:
1. чужой опыт
2. курсы, дополнительное
образование
3. найти профессионала – наставника
- Виды тренингов:
1. открытые
2. корпоративные
- Какие бизнес-тренеры востребованы на рынке:
a) по направлению тренингов
/тематике/:
1. продажи
2. руководство
3. командообразование
4. коммуникации
5. личностного
роста
6. выведение компании из кризиса
b) по профессиональным и личным
качествам:
1. высокая профессиональная
подготовка
2. умение чувствовать группу
3. эффективность и
результативность
4. клиентоориентированность
5. адаптивность
- Факторы успешности в подготовке тренинга:
1. цель и запрос заказчика
2. состав
группы
3. подготовка материалов тренинга и наглядных
пособий
4. создание атмосферы изоляции от мира
5. подготовка
комфортных условий для тренинга
6. настрой на тренинг
- Структура тренинга:
1. знакомство
2. правила
3. основная часть =
теория + практика
4. резюмировать основные пункты
5. обратная
связь от группы
- Психологические инструменты тренера для воздействия на группу:
1. уверенность
2. харизма
3. знание целей,
материала
4. жесты, вербализация
5. чутье
- Фасилитация: что это значит?:
1. содействие
2. атмосфера
3. управление/направление
- Почему медленно учатся?:
1. нет мотивации
2. сопротивление
новому
3. недостаточно способностей
4. непрофессионализм тренера
(работа без учета индивидуальных способностей участников)
- Как определить эффективность тренинга:
1. пост-тренинговое отслеживание
результатов
2. обратная связь
3. взаимодействие с
группой
4. КПД
5. вторичный заказ
- Как повысить эффективность обучения?:
1. выявить личную мотивацию и потребности,
работать на них
2. подстройка модели под актуальный
момент
3. делать выездные тренинги
- Признаки успешного бизнес-тренера:
1. востребованность
2. умение работать
на группу и на
результат
3. харизма
4. искренность
5. эффективность
обучаемых
6. соответствие этическим нормам бизнес-тренера
- Почему тренеров женщин больше:
1. высокая чувствительность
группы
2. необходимость пробиваться
3. неуверенность в
завтрашнем дне
- Что выбрать: внутренний тренер, фрилансер, тренинговая компания?
а) компании заказчику, в зависимости:
- от цели: простая – внутренний; сложная – привлечение.
- от уровня персонала: линейный - внутренний, средний и высший – привлечение.
- от размера компании: меленькая – привлечение, большая – внутренний + привлечение.
b) тренеру:
внутренний = стабильность,
уверенность в доходе.
фрилансер =
независимость.
тренинговая компания = возможности для
профессионального роста и развития карьеры
+ |
|
- |
хорошо знает компанию |
внутренний тренер |
“замыливается глаз” |
меньше субъективности |
фрилансер |
высокий риск |
инновационный подход, репутация |
тренинговая компания |
дорого |
Подводя итог, хочется сказать, что отечественный рынок тренинговых услуг продолжает формироваться и расти. Потребность в профессионалах высокого уровня здесь ощущается особенно остро. Ведь зачастую бизнес-тренерам нужно предвосхищать новейшие тенденции развития бизнеса. Мы искренне надеемся, что в скором времени, в нашей стране появятся тренеры мирового уровня и составят достойную конкуренцию Майклу Бенгу, Джону Вон Эйкену и Роберту Кийосаки.