Одной из ключевых компетенций профессионального бизнес-тренера является умение управлять групповой динамикой и групповыми процессами. Программа модуля 3 поможет сформировать данную компетенцию и развить навыки диагностики групповых процессов. Вы научитесь работать с негативно настроенной группой или отдельными участниками, преодолевать групповое сопротивление, удерживать группу в заданных рамках и корректировать мотивацию участников.
Кому адресован тренинг
Руководители программ обучения; начинающие и практикующие корпоративные тренеры; независимые бизнес-тренеры и консультанты; линейные менеджеры; HR–менеджеры; тренинг-менеджеры; руководители, которые используют навыки тренерства в работе.
Цель обучения
Формирование и развитие компетенций, освоение методов, необходимых для эффективной работы с группой на тренинге.
Задачи обучения
- Представить методы эффективной работы с группой.
- Сформировать у участников навыки управления групповой динамикой.
- Научить участников работать с эмоциями.
- Отработать навыки работы с проблемными участниками.
Ожидаемые результаты обучения
- Знание основ взаимодействия тренера с группой.
- Владение методами привлечения и удержания внимания группы.
- Умение устанавливать контакт с участниками.
- Знание видов внутренних позиций бизнес-тренера и умение их использовать в тренинговой работе.
- Умение занимать лидерскую позицию в группе.
- Знание типичных групповых ролей и умение их результативно использовать.
- Знание законов и этапов групповой динамики и умение ее использовать в работе.
- Умение применять методы и приемы регуляции групповой динамики.
- Умение работать со сложными ситуациями на тренинге.
- Умение работать с «трудными» участниками.
В программе тренинга
Основы взаимодействия тренера с группой.
- Процесс коммуникации на тренинге: схема коммуникации, каналы распространения информации, барьеры распространения информации.
- Правила управления коммуникацией. Принципы эффективной коммуникации.
- Навыки невербальной коммуникации. Контекст сообщения.
- Коммуникативные игры в группе и особенности их применения.
Методы привлечения и удержания внимания группы.
- Искусство работы с вопросами на тренинге.
- Использование приемов активного слушания.
- Парафраз и резюмирование.
- Реакция на вопросы участников.
- Способы задавать вопросы.
- Как собирать и давать обратную связь.
- Дебрифинг – как задавать вопросы после игры.
- Процесс организации группового обсуждения. Роли ведущего.
- Методы и техники принятия групповых решений. Форматы обсуждения.
Установление контакта с участниками.
- Установление и поддержание зрительного контакта
- Установление эмоционального контакта. Интонация голоса.
- Полезные жесты тренера. Поза и особенности внешнего вида.
- Экспресс-диагностика участников тренинга.
- Как почувствовать состояние группы и отдельных участников.
- Рефлексия чувств участников в бизнес-тренинге.
Внутренняя позиция тренера и ее влияние на группу и групповую динамику.
- Групповые эмоции и групповые реакции.
- Виды внутренних позиций бизнес-тренера.
- Фасилитация, как метод активизации внимания участников тренинга.
- Agile-фасилитация.
- Модерация, как метод обмена опытом в группе.
- Трекер: сопровождение группы в деятельности. Зачем нужен трекер?
- Инструменты трекера.
Тренер как лидер в группе.
- Тренер, как «процедурный лидер».
- Приемы руководства разными фазами группового процесса.
- Методы работы и управления участниками в зависимости от типов.
- Как незаметно вести за собой группу.
Психологические аспекты развития динамики групп и типичные групповые роли на тренингах.
- Различия между организованной и неорганизованной группой.
- Роли в неорганизованной группе. Начало проведения тренинга.
- Социометрия в тренинге. Формальные и неформальные лидеры.
- Распознавание и коррекция деструктивных ролей в тренинговой группе.
Групповая динамика и ее использование на тренинге.
- Теория малых групп. Групповая динамика.
- Факторы, влияющие на групповую динамику.
- Этапы развития группы. Роль тренера на разных этапах.
- Снятие психологических барьеров в начале тренинга.
- Определение принципов и правил общения в тренинге.
Методы и приемы регуляции групповой динамики.
- Работа с групповой динамикой и групповой агрессией.
- Что снижает, что повышает эмоциональную напряженность.
- Подбор упражнений в соответствии с групповой динамикой.
- Роли в организованной группе.
- Как использовать групповые роли в тренинге.
- Ситуация выпадения отдельных участников из группового процесса.
- Разбор основных ошибок тренера при работе с групповой динамикой.
- Практические упражнения по работе тренера с групповой динамикой.
Сложные ситуации на тренинге
- Сложные ситуации в групповой работе. Групповое сопротивление: внутренние и внешние причины. Поведение тренера в ситуациях различного уровня сложности.
- Манипуляции участников – детское поведение в группе.
- Методы нейтрализации манипуляций участников.
- Способы мотивации группы к обучению.
- Работа с энергетикой группы. Методы смены эмоционального состояния участников.
- Методы снятия усталости и напряжения с группы.
- Практические упражнения по работе тренера в сложных ситуациях.
- Какими приемы должен знать тренер, чтобы управлять группой? Управляемая дискуссия, работа с пространством, «жонглирование вопросами».
- «Я ухожу красиво». Как себя вести если не знаешь ответа на вопрос.
- Ответы на типичные «трудные вопросы» участников.
Профилактика и работа с «трудными» участниками
- «Проблемные» слушатели и внутренние установки тренера.
- «Трудный» или «развивающий» участник. Типы трудного поведения.
- Типы критики, Перевод критики в конструктивное русло.
- Методы переключения агрессии в продуктивное русло.
- Техники работы с немотивированными участниками.
- Техники работы с возражениями и провокациями участников.
- Как быстро сменить тему без долгой аргументации?
- Техники нейтрализации и перехода в рабочее состояние.
- Практическая отработка оптимальных речевых стратегий.
- Как сохранять спокойствие и не терять силу тренерского духа при откровенных нападках на тренера?
Методы проведения
Бизнес-тренинг проводится в режиме интенсивного взаимодействия ведущих и участников. Для эффективного усвоения участниками теоретического материала в программу включено большое количество ролевых и деловых игр.
Распределение времени в структуре бизнес-тренинга (формула эффективности)
- 20% теоретический материал
- 50% деловые игры, упражнения, кейс-стадии
- 20% работа участников: мозговые штурмы, обсуждения, разбор конкретных примеров
- 10% консультации по вопросам слушателей на тему тренинга
Время проведения
10.00. – 18.00. (3 дня).
Дополнительно
История
- Курс для бизнес-тренеров проводится в Тренинговом Агентстве «Мастер-Класс» с 2006 года.
- За это время было обучено 16 групп в открытом формате и 5 групп в корпоративном.
- Все участники, закончившие курс успешно работают бизнес-тренерами. У многих собственные тренинговые и консалтинговые компании.
- Курс проводился трижды в рамках международных программ по поддержке развития предпринимательства и молодежного лидерства.
- В Курсе в разные годы его проведения принимали участие тренеры компаний: Eterna Consulting, Форд Моторс Компани, Центробанк, СитиБанк, Мегафон, Билайн, Лесопромышленная группа «ИЛИМ», Интернейшнл Пайпа, Агентство недвижимости «Аркада» и др.
Уникальность курса
- Курс разработан на основе опыта ведущих бизнес-тренеров агентства «Мастер-Класс».
- Участники получают технологию разработки и проведения тренинга под бизнес-задачу.
Участникам даются уникальные переводные учебники и книги для тренеров, фасилитаторов, много дополнительных материалов и разработанных игр. - Участники получают шаблоны всех основных тренерских документов: предложений, программ, сценариев, анкет, отчетов.
- С участниками постоянно работают индивидуально по развитию их сильных сторон.
- В курсе принимают участие эксперты, бизнес-тренеры различных направлений.
Курс для бизнес-тренера
- Модуль 1. «Введение в бизнес-тренинг. Задачи бизнес-тренинга и особенности обучения взрослых. Мотивация участников. Основные умения тренера»
- Модуль 2. «Тренер, фасилитатор и лектор. Современные методы проведения бизнес - тренингов»
- Модуль 3. «Работа с группой на тренинге. Групповая динамика. Работа с эмоциями на тренинге. Проблемные слушатели».
- Модуль 4. «Разработка бизнес-тренинга и анализ потребностей. Написание программ и уникальных коммерческих предложений. Оценка эффективности тренинга» .
- Модуль 5. Learning & development . Создание культуры непрерывного обучения и развития персонала на предприятии
- Модуль 6. Инструменты обучения и развития персонала
Отзывы участников тренинга
Клюева Анна Сергеевна, менеджер
Насколько полезным был тренинг: Очень полезный
Как Вы собираетесь использовать полученные знания и навыки после тренинга?
1. Систематизация. 2. Внедрение методов фасилитации при принятии решений. 3. Найти заказчика первого в своей жизни и продать тренинг.
Положительные моменты тренинга: Кладезь полезной информации в лице тренера; готовность делиться; много возможности для практики.
Крутицкая А.Э., ген. директор
Насколько полезным был тренинг: Очень полезный
Как Вы собираетесь использовать полученные знания и навыки после тренинга? 1. Освоить и применить фасилитацию. 2. Разработать тренинги для сотрудников.
Положительные моменты тренинга: Методика составления структуры тренинга
Звягинцева Наталья Сергеевна, тренинг-менеджер
Насколько полезным был тренинг: Полезный
Как Вы собираетесь использовать полученные знания и навыки после тренинга? Допишу программу, создам копилку упражнений.
Захарова Ирина, тренер
Насколько полезным был тренинг: очень полезный
Как Вы собираетесь использовать полученные знания и навыки в дальнейшей работе? Прочитаю все материалы из раздатки и свои записи; просмотрю блоки своих тренингов на предмет их соответствия уровням обучения Колба; структурирую свои тренинги; напишу новый тренинг, учитывая новые знания.
Положительные моменты тренинга: соотношение теории и практики.
Петрова Екатерина Михайловна, тренинг-менеджер
Насколько полезным был тренинг: очень полезный
Как Вы собираетесь использовать полученные знания и навыки в дальнейшей работе? Подробно ознакомлюсь с раздаточным материалом, попробую составить карту тренинга, продолжу обучаться.
Положительные моменты тренинга: интересно, приятная атмосфера, много полезной информации.
Белогривцева Ольга, тренинг-менеджер
Насколько полезным был тренинг: очень полезный
Как Вы собираетесь использовать полученные знания и навыки в дальнейшей работе? Проанализировать и структурировать теорию; применять на тренингах полученные знания; написать тренинг "Уверенность в себе".
Положительные моменты тренинга: Получила много практических рекомендаций по своим затруднениям и качественную, систематизированную теоретическую информацию. Лабилизировалась в игре "Проблемный участник" и вынесла для себя полезный опыт и обратную связь.
Истории успеха
Белогривцева Ольга, тренинг-менеджер, г.С-Петербург
Пришла на тренинг с минимальным опытом проведения тренингов. После педагогического колледжа проводила тренинги для Комитета молодежи Петрозаводска. О бизнес-тренингах практически ничего не знала. В настоящее время работает внутренним тренером страховой компании .
Жукова Анна, PR менеджер, г.С-Петербург
Курс для бизнес-тренера проходила работая PR-менеджером и преподавала PR в институте. Опыта работы в бизнесе не имела. После тренинга ее пригласили работать внутренним тренером в сети магазинов.
Железнова Елена, юрист, Пермь
До прохождения курса работала юристом. В настоящее время бизнес-тренер, руководитель собственной консалтинговой компании.
Кузьмина Елена, психолог, г.С-Петербург
До прохождения курса работала администратором сайта. В настоящее время внутренний тренер компании по ремонту и сервису автомобилей.
Светлана Гребенева, психолог, г.С-Петербург
До прохождения курса работала менеджером по продажам. В настоящее время тренер страховой компании.
Бормотова Ольга Викторовна, администрация города Владивостока
Разработала полностью всю программу своего тренинга для малого бизнеса “Как победить в тендере администрации”. Она собирается проводить такой тренинг с октября для тех, кто будет участвовать в конкурсах администрации.
Фалько Людмила Юрьевна и Галайко Юлия Викторовна, Имидж-центр ВГУЭС г.Владивосток
Объединился с предпринимателями и собирается зарегистрировать в октябре-ноябре Тренинг-центр для малого бизнеса. Первый тренинг, который они собираются проводить – Имидж делового человека. Этот тренинг был структурно разработан на нашем тренинге.
Догадова Анна Валерьевна и Ковалева Ирина Анатольевна, г.Уссурийск
Разработали на тренинге Программу для обучения директоров магазинов “Как мотивировать сотрудников”. Они собираются провести серию тренингов для магазинов.
Петина Ольга Николаевна, предприниматель, г.Владивосток
разработала тренинг “Стратегическое планирование”. Она собирается проводить этот тренинг для руководителей бизнес-организаций г.Владивостока.
Сергей Левин, специалист по обучению лесного комплекса, г.Вологда
До прохождения курса работал преподавателем. В настоящее время проводит внутренние и внешние тренинги.
Кузнецова Лариса, директор по персоналу холдинга, г.С-Петербург
Курс для бизнес-тренера проходила работая менеджером по кадрам, после назначения директором разработала систему внутреннего обучения в компании.
Иванова Мария, руководитель учебного центра автомобильного предприятия, г.С-Петербург
До прохождения обучения работала менеджером по персоналу, после прохождения обучения разработала систему оценки обучающих программ, была назначена руководителем учебного центра.
Екатерина Аркадьева, менеджер по персоналу мебельного производства, г.Москва
До прохождения обучения работала менеджером по персоналу, после прохождения обучения разработала систему обучения, была назначена руководителем учебного центра.
Зиля Насырова, специалист по обучению фармацевтического холдинга, г.Казань
До прохождения обучения работала менеджером по персоналу, после прохождения обучения разработала систему оценки обучающих программ, была назначена специалистом по обучению.
Сергей Булгаков, специалист по обучению фармацевтического холдинга, г.С-Петербург
До прохождения обучения работал менеджером по персоналу, после прохождения обучения разработала систему обучения, был назначен руководителем учебного центра.