Как и каким стандартам соответствовать бизнес-тренеру
Долгожданное событие произошло — в стране введен и на основании приказа № 418н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации вступил в силу Профессиональный стандарт бизнес-тренера. Ура!
Нам, как тренинговому агентству и специалистам по обучению руководителей и сотрудников компаний, этот шаг представляется логичным и даже несколько запоздавшим. Череда скандалов и судов с «лайв-коучами» и учителями на тему «как стать миллионером» в какой-то момент превратилась в социальное явление, могло обесценить труд настоящих бизнес-тренеров и государство решило законодательно разъяснить — кто является, а кто не является бизнес-тренером, что должен, а чего не должен он делать в рамках своей профессии. Этот стандарт тем более назрел, учитывая значительное, (и массовое) влияние бизнес-тренера на специалистов предприятий, организаций и компаний — «плохой» бизнес-тренер за год может научить плохому, или плохо научить несколько сотен людей — после тренинга целевых изменений в компании не произойдет.
То есть в нашей профессии важны оба требования: следование профессиональным стандартам и обучение самих бизнес-тренеров профессии на основе этих стандартов.
Профессиональный стандарт так определяет трудовые функции тренера:
- Планирование бизнес-тренинга;
- Оценка уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга;
- Проведение бизнес-тренинга по формированию новых знаний, умений и отработке профессиональных навыков;
- Оценка эффективности бизнес-тренинга Разработка методических; материалов для составления программ (сценариев) проведения бизнес-тренингов;
- Разработка методических материалов для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов;
- Разработка методических материалов для проведения оценки эффективности бизнес-тренингов;
- Организация подготовки и проведения бизнес-тренингов.
И требования к подготовке бизнес-тренера — кто он? Например, к его образованию:
- Высшее образование — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области бизнес-тренингов (по видам) или
- Высшее образование — бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по направлению, соответствующему сфере профессиональной деятельности, и дополнительное профессиональное образование в области бизнес-тренингов (по видам).
Как видите, большинство «специалистов» на просторах интернета и не только автоматически не соответствуют стандарту просто потому, что у них нет тренерского образования, а у большинства нет высшего образования или оно весьма формальное — на уровне «корочки».
Задачи и компетенции бизнес-тренера
Основной задачей бизнес-тренера является формирование умений, отработка профессиональных навыков, передача техник и технологий для решения организационных, управленческих и других задач, стоящих перед специалистами организаций и предприятий. Отмечу, что эти задачи можно позиционировать и как цель деятельности бизнес-тренера — в результате навыки и умения должны быть сформированы и отработаны, чтобы сотрудники компаний имели возможность изменить свою деятельность, сделать ее более эффективной.
А вот локальных задач и требуемых соответствующих навыков у бизнес-тренера гораздо больше, список можно продолжать долго:
- Исследование ситуации, интервью с Заказчиком;
- Предтренинговая диагностика;
- Подготовка программы тренинга;
- Подготовка методических материалов (рабочая тетрадь, презентация, дидактические материалы);
- Непосредственно проведение тренинга;
- Посттренинговые мероприятия, сопровождение;
- Диагностика результатов обучения специалистов Заказчика.
Например, общая задача «проведение тренинга» в свою очередь содержит ряд подзадач:
- Вовлекающее начало тренинга;
- Cоздание рабочей, конструктивной и позитивной атмосферы в тренинговой группе;
- Применение методов обучения взрослых людей (и они отличаются от классических сценариев академических уроков, лекций и семинаров);
- Управление вниманием и энергией группы;
- Работа с индивидуальными запросами участников;
- Работа со сложными участниками (при наличии таковых);
- Работа с групповой динамикой;
- Использование скрайбинга, работа с флипчартом;
- Мотивирующее завершение тренинга.
Под каждую задачу в процессе обучения тренер формирует и развивает соответствующие навыки, среди которых выделяются специфические, например, управление групповой динамикой, разработка упражнений, деловых игр, обучение по методу Колба, разработка и проведение онлайн-тренингов.
А еще бизнес-тренер должен уметь давать инструкции, внимательно слушать, понятно объяснять сложные вещи, контролировать и соблюдать тайминг, давать обратную связь, вести переговоры, быть позитивным, соблюдать деловой этикет и многое другое. То есть обладать огромным набором «стандартных» универсальных навыков.
Поэтому этой теме — введение в профессию — мы отводим много времени, три полных дня плюс небольшое «домашнее» задание.
Как провести тренинг: инструменты
Об этом написаны тома книг и сломано много копий. Кажется, у каждого тренера есть свои «секретные» методы и свое понимание процесса. Мы опираемся на инструментальный подход — есть современные методы проведения бизнес-тренингов. Их нужно изучить, отработать и эффективно пользоваться.
Условно и упрощенно все методы можно разложить на три большие группы:
- «тренерские» методы и инструменты;
- Лекционные форматы;
- Фасилитационные методы и инструменты.
Если же представить все многообразие форматов и методов на одной странице, то получится вот такая «тренерская ромашка».
Для проведения тренинга бизнес-тренеру понадобятся инструменты и методы:
- Передача содержания темы тренинга;
- Методы подачи теоретической информации;
- Визуализация содержания — скрайбинг, работа с флипчартом;
- Презентации и демонстрации на тренинге;
- Ораторское мастерство и навыков публичных выступлений;
- Формирование навыков у участников тренинга. Тематические упражнения;
- Интерактивные методы обучения для отработки темы тренинга;
- Игровое мышление: технологии геймификации в тренинге;
- Организация процесса обсуждений на тренинге.
А также на этом модуле мы уделяем особое внимание такое теме, как личный стиль тренера и решаемая бизнес-задача. Например, для тренингов по командообразованию, гостеприимству, сервису не подойдет строгий и «жесткий» бизнес-тренер.
Работа с группой — специфический навык тренера
Это настолько важно — уметь управлять групповой динамикой, чувствовать группу, как единый организм, решать сложные ситуации и в то же время быстро найти индивидуальный подход к «трудным» участникам, что мы посвящаем этой теме целиком сессию — три дня исключительно отдано ее величеству группе, взаимодействию тренера с ней (и, кстати, с собой).
Все начинается с привлечения внимания группы к теме тренинга и самому тренеру. От того, как он представит себя, как замотивирует группу на работу именно с этой темой — будет задан тон первой части тренинга, по крайней мере до первого перерыва.
Не менее важный навык — удержание внимания группы в процессе всего тренинга (1, 2 или 3 дня). Здесь ключевыми инструментами будут обратная связь, дебрифинг, групповое обсуждение, реакция на вопросы и ответы участников.
Полезный навык на начальном этапе тренинга — когда идет формирование позитивного контакта — это экспресс-диагностика участников. Опытный тренер использует вопросы и по ответам выделяет из группы более опытных и потенциально сложных участников. Кстати, мы рекомендуем не «циклиться» на сложных участниках — если группа в целом работает продуктивно, то и «сложные» постепенно включаются в работу.
Работа со своими и чужими эмоциями, лидерская позиция тренера. Это совершенно необходимый навык тренера. Ключ лежит в умении распознавать свои и чужие эмоции и своевременно реагировать на них, например, с помощью упражнения-энерджайзера, перерыва, игры или просто обсуждения в формате «здесь и сейчас».
Когда тренеру необходимо быть лидером, а когда — напротив — дать самостоятельность группе — мы также разбираем на этом модуле. Развитие лидерских качеств бизнес-тренера не прихоть, а насущная необходимость, особенно на специфических темах и сильных группах. Это нужно, как минимум, чтобы группа или отдельные участники не перехватили управление и не завели тренинг в сторону.
Групповая динамика на тренинге — явление частое и неосознаваемое группой. Но тренер обязан:
- Распознать это явление;
- Управлять им.
Групповая динамика — это изменения, произошедшие в группе в течение тренинга. На группу влияют внутренние — взаимодействия обучаемых между собой — и внешние факторы — взаимодействие с тренером.
Поэтому тренеру необходимо как планировать тренинг с учетом динамики, так и управлять ею в случае отклонения от нормы, чтобы динамика не свела на нет эффект от обучения.
В качестве примера групповой динамики можем привести ситуацию, когда группа начинает вся вместе сопротивляться тренеру: спорит, обесценивает материал, нападает на личность и профессиональный опыт тренера. В чем причина?
Она может быть как в самой группе — например, конфликты за пределами тренинга, такое бывает в сложившихся коллективах, так и в поведении тренера. Самый типовой провокатор такой ситуации — это не учитывать мнения опытных участников, не давать высказываться группе, давать устаревший, не актуальный материал по теме тренинга.
Как разработать бизнес-тренинг под задачу Заказчика
Разработка тренинга начинается после переговоров с Заказчиком. В общем случае необходимо собрать ключевую информацию о ситуации: какие задачи стоят перед обучаемыми специалистами, какие сложности они испытывают в работе, какой у них опыт. Полезно обратить внимание на общую ситуацию в компании и на рынке в целом — тогда тренинг получится максимально полезным и целевым.
Вот некоторые умения и навыки потребуются для разработки эффективного тренинга:
- Диагностика потребностей специалистов Заказчика в обучении;
- Ведение переговоров с ЛПР;
- Интервьюирование ЛПР и ключевых специалистов;
- Формирование программы тренинга;
- Разработка упражнений тренинга;
- Разработка и согласование коммерческого предложения для Заказчика;
- Разработка авторского тренинга;
- Адаптация программы для смешанного формата обучения;
- Разработка оценки эффективности тренинга;
- Разработка посттренингового сопровождения.
В профессиональном стандарте бизнес-тренера эта работа сформулирована следующим образом:
- Взаимодействие с заказчиком при получении заказа для проведения бизнестренинга в организации с целью сбора информации о целевой аудитории, количестве участников, цели, задачах, результате, датах и формате бизнес-тренинга;
- Проведение анализа требований (потребности) организации к проведению бизнес-тренинга на соответствующем уровне, в том числе с использованием методических рекомендаций;
- Поддержание взаимодействия с заказчиками с целью увеличения продаж бизнес-тренингов;
- Планирование бизнес-тренинга, определение темы, цели, задач, в том числе с использованием методических рекомендаций; Прогнозирование результата проведения бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций;
- Планирование материально-технического обеспечения процесса бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций;
- Планирование методического и визуального обеспечения проведения бизнес-тренинга (методические рекомендации, рабочая тетрадь, раздаточный материал, слайд-сопровождение, подготовленные листы флипчарта);
- Составление (разработка) программы бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций;
- Согласование программы бизнес-тренинга с заказчиком.
Как видите, наша программа подготовки бизнес-тренеров превосходит требования стандарта.
Что делать, чтобы стать эффективным внутренним бизнес-тренером
Корпоративное обучение, корпоративный университет — это целая экосистема, со своими трендами, формальными и неформальными правилами, предпочтениями, отраслевой спецификой, инфраструктурой, операционной моделью и личной вовлеченностью внутренних тренеров и, в идеале, руководителей компании.
Поэтому мы существенно обновили всю программу обучения тренеров и добавили два дополнительных модуля, посвященных деятельности и компетенциям внутренних бизнес-тренеров.
Ключевая особенность — в обучении нуждается не отдельные специалисты какого-то подразделения, а вся компания. Поэтому нужно систематически выявлять потребности в обучении всей организации.
Обучение — непрерывное, распланированное на все 12 месяцев. Обучаются не только новички, но и опытные специалисты и даже эксперты. А также руководители. Отсюда сверхзадача — вовлечение в обучение. Для этого разработаны и продолжают появляться целые платформы для вовлечения в обучение.
Еще один специфический навык внутреннего тренера — разработка индивидуальных планов развития для специалистов и руководителей.
Микрообучение. Задача — сделать обучение «легким», не отвлекающим от основного процесса. Сделать обучение доступным в любой момент, как только появились 10 минут времени.
Интеграция обучения в рабочие процессы. Это большой пласт работы внутреннего тренера.
Digital-обучение. Чаще всего у тренера не будет возможности лично обучить сотни сотрудников предприятия. И тогда на помощь приходят платформы цифрового и дистанционного обучения.
Менторинг и коучинговый подход.
В какой-то момент и для отдельных категорий специалистов бизнес-тренер перестает быть носителем профессиональных знаний и переходит в режим мотиватора профессионального роста. Тренеру необходимо осваивать инструменты коучинга.
Все большее распространение получает менторство, как форма развития руководителей. Внутреннему тренеру предстоит обучать менторов, чтобы они эффективно передавали опыт своим менти.
Наконец, создание образовательных решений для своей компании.
Повышение квалификации бизнес-тренеров – требование стандарта. В профессиональном стандарте рекомендовано один раз в два года повышение квалификации тренера в области проведения бизнес-тренингов. Мы также это предусмотрели: целый раздел подготовки тренеров посвящен дополнительным программа усовершенствования. Например, «Мастерство тренера 3.0», «Курс онлайн-тренера» и другие.
Выводы
Как видно из сказанного выше, наша программа подготовки бизнес-тренеров в некоторых аспектах превосходит требования стандарта. И мы рады, что труд по ее совершенствованию теперь оказался максимально востребован — профессиональный стандарт предъявляет высокие требования к роли и компетенциям бизнес-тренеров и это фундамент роста эффективности специалистов во всех отраслях страны.
Авторы: Марина Штонда, Владислав Злобин