Азбука коуча. Компетенция №1 Международной Федерации Коучинга глазами практикующего коуча.
11 ключевых компетенций ICF — это основа профессии, которую некоторые начинающие коучи считают формальностью, причем весьма далекой от практики. Однако компетенции оживают в сессиях опытных коучей в виде легкого, свободного и очень эффективного разговора с клиентом. Серия статей Ольги Рыбиной предназначена для тех, кто решил перейти в освоении 11 ключевых компетенций Международной Федерации Коучинга ICF от теории к практике.
Профессиональные стандарты
В каждой профессии есть свои стандарты и правила.
Международный стандарт профессии «коуч» это:
- 11 ключевых компетенций ICF — базовые навыки коуча,
- Этический кодекс — принципы взаимодействия и правила поведения коуча.
11 ключевых компетенций были разработаны Международной Федерацией Коучинга (ICF) для того, чтобы помочь лучше понять навыки и подходы, используемые сегодня в профессии коуча в соответствии с определением коучинга:
Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует рефлексию и творчество клиентов, чтобы вдохновлять их на максимальное раскрытие своего потенциала: как личного, так и профессионального.
Компетенции также помогают:
- коучам сориентироваться в том, насколько их работа соответствует духу коучинга
- работодателям понять, насколько коуч, которого они берут на работу, профессионален
- клиентам, быть уверенными, что находятся под защитой Этических правил и норм
- заказчикам, знать, по каким критериям выбрать коуча
- ведущим курсов коучинга, построить программу в соответствии с Международными требованиями.
Кроме этого, компетенции используются как базис для прохождения экзамена в ICF для подтверждения уровня профессионализма коуча. Согласно правилам ICF коуч, член ICF основывает свою практику на Ключевых Компетенциях ICF и принимает обязательство следовать Этическому Кодексу ICF.
В 2015 году Этический Кодекс ICF был доработан и утвержден в новой редакции. Это 28 пунктов правил и норм поведения коуча в общении со всеми, для кого он проводит коучинг, менторинг или супервизию.
Итак, КОМПЕТЕНЦИЯ №1 «Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам»
Когда мы рассказываем об этой компетенции студентам, часто вспоминаем поговорку: «Назвался груздем — полезай в кузов». Все прозрачно: выбрал «кузов», живи по правилам «груздя», не нравятся правила - не называйся «груздем»! Переходя от метафоры к реальности, можно сказать: следуйте стандартам выбранной профессии!
Описание компетенции №1
Понимание этических норм и стандартов коучинга, а также способность адекватно применять их во всех ситуациях, возникающих в процессе коучинга.
- Понимает и следует в своём поведении Нормам Поведения Международной Федерации Коучинга;
- Понимает и неукоснительно соблюдает Этические Нормы Международной Федерации Коучинга;
- 3. Ясно различает коучинг, консультирование, психотерапию и иные методы профессиональной помощи клиентам;
- 4. При необходимости, рекомендует обратиться к соответствующему специалисту, умеет определить, когда это необходимо и каковы имеющиеся ресурсы.
Подробнее.
Ясно различает коучинг, консультирование, психотерапию и иные методы профессиональной помощи клиентам;
Иногда бывает трудно различить работу психолога, психотерапевта и коуча. Перечисленные специалисты используют схожие инструменты, техники и приемы. Однако, различие есть и оно проявляется в отношении специалиста к клиенту. Признание эксперта в клиенте, отношение к клиенту, как к эксперту своей жизни — базовый профессиональный навык коуча.
Это, прежде всего:
- Отсутствие оценки и критики
- Отсутствие советов
Работать без оценки и критики, означает принимать все происходящее как факт. Кому придет в голову критиковать планету Земля за то, что она круглая, зиму — за снег, а лето – за жару? При этом большинство людей считает правильным давать оценки, интерпретировать поступки и других и свои.
Для психотерапевта и клинического психолога умение быстро и качественно оценить состояние клиента, определить мишень психотерапевтического воздействия и стратегию работы с ним — является профессиональным навыком, который тщательно и терпеливо нарабатывают.
Всем, кто уже является или только собирается стать коучем, необходимо тренировать безоценочность.
Предлагаю эксперимент. Попробуйте описать предмет или человека, которого вы сейчас видите. Описали? Если в вашем описании присутствуют слова большой, маленький, красивый, ужасный, старый, элегантный и пр., пора приступить к тренировкам безоценочности.
Безоценочность — это опора на факты— «что вижу, то пою». В описании предмета это может быть, например, так: книга, серая, толщина — 2 см, ширина — 15 см, длина — 25 см, на верхней стороне надпись из пяти слов и т. д. Никаких оценочных слов — толстая, тонкая, большая, маленькая и т. п.
Опишите таким же образом себя, друга, прохожего. Какие выводы делаете?
2. Работать без советов — забыть о своем собственном опыте и признать опыт и знания другого человека как ценность. С ним все хорошо, он сам найдет ответ!
Давать советы — профессиональный навык консультанта, за советом к нему и идут. У коуча востребовано другое качество — умение дать своему клиенту возможность опереться на собственный опыт и знания.
Учеными доказано, что заданный вопрос (в нашем случае запрос клиента) – это признак рождающегося ответа. Кто вы в этих родах? Представьте, что акушерка начала давать советы новорожденному, как ему действовать. Смешно звучит, не правда ли? Просто будьте рядом и своими вопросами помогите ответу «родиться». Чем «сильнее» и «чище» ваш вопрос, тем легче «проходят роды».
Как освободиться от своего опыта, от желания дать совет? Прекратите умничать! Подсмотрела фразу в одной книге: примите «таблетку глупости» (в переводе: «Хороший коуч немного глуп, поэтому задает наивные и простые вопросы»).
Признайте как факт: ваш собеседник умен и опытен. Вам повезло: он позволил вам быть свидетелем «рождения» новых идей, а может быть, и его новой жизни. Это честь и привилегия, так будьте достойны этой чести!
При необходимости, коуч рекомендует обратиться к соответствующему специалисту, умеет определить, когда это необходимо, и каковы имеющиеся ресурсы.
История из жизни. Сын научился делать автомодели из бумаги и решил сделать подобную автомодель из листа железа, который нашел в гараже. Результат — испорченный лист, сломанный инструмент, изрезанные руки. Инструмент для бумаги не подходит для железа!
Клиентам психотерапевта, психолога или консультанта не подойдут инструменты коуча. Коучинг имеет ограничения и знать их — ваша ответственность. Кто ваш клиент? Насколько четко вы знаете критерии психического и психологического неблагополучия, с которыми просто не имеете права работать? Эти вопросы требуют четких и ясных ответов. И в этом ваша ответственность перед собой, профессией и потенциальными клиентами.
Помните! Коуч не работает с зависимостями, жертвами насилия, клиентами в состоянии депрессии.
Кейс для размышлений:
Клиент, успешный бизнесмен, обычно позитивный и энергичный, на очередной сессии подавлен и безразличен к происходящему, говорит коучу о том, что в последнее время он плохо спит и быстро устает, что заметно снизилась его активность и заинтересованность в делах.
Ваши действия?
Понимает и следует в своём поведении Нормам Поведения Международной Федерации Коучинга;
Понимает и неукоснительно соблюдает Этические Нормы Международной Федерации Коучинга;
Если кратко:
- Коуч честен с собой и другими
- Коуч работает над собой.
Принцип честности описан в 27 пунктах Этического Кодекса. Там вы найдете инструкцию, как вести себя в разных ситуациях, связанных с коучингом.
Для нас метафора этого правила — прозрачное стекло, через которое ясно видно все, что происходит внутри. Я открыт(-а) и прозрачен(-на), называю белое белым, черное черным.
Насколько вы готовы к честным и прозрачным отношениям с клиентом?
Предлагаю проверить свое знание Этического Кодекса ICF.
На очередной сессии клиент просит перезаключить контракт, поскольку для него сейчас актуальней создать еще одно направление в бизнесе. Разработкой аналогичного направления вы, его коуч, тоже занимаетесь.
Ваши действия:
- Продолжу работу и поделюсь своими идеями!
- Продолжу работу: интересно, что клиент придумает?
- Постараюсь вернуть клиента к первоначальной цели.
- Скажу о том, что работаю в этом направлении, и предложу обратиться к другому коучу.
Найдите в Этическом Кодексе раздел-часть-пункт, на который вы опираетесь в выборе ваших действий.
Коуч работает над собой
Очень хочется верить, что негласное правило — жизнь в соответствии с этическими нормами и принципами — признается большинством людей.
Для меня коуч — это человек, следующий правилам Этического Кодекса не только в профессии, но и в жизни. «Жизнь в стиле коучинг» для него — реальность на уровне бессознательных навыков.
Коуч работает «собой» и модель его поведения является для клиента индикатором — насколько то, что обсуждается на сессиях, проявлено в жизни самого коуча. Диссонанс между «декларирую» и «живу», «говорю» и «делаю» негативно отражается на доверии клиента коучу, а значит, и на качестве коучинга и его результатов. Работайте над собой неустанно! Инвестиции в себя — самый лучший способ использования имеющихся ресурсов.
Кстати, в формулировке: «понимает и в своем поведении следует Нормам Поведения, неукоснительно соблюдает Этические Нормы Международной Федерации Коучинга» НЕТ приписки «в рамках коучинга». Есть о чем подумать!
И заключительный «коучинговый» вопрос: что вы готовы сделать, чтобы проявить в своей работе компетенцию №1 максимально близко к 10 баллам по 10-ти бальной шкале.
Рыбина Ольга
Источник www .icpcentre.com