Три «связки ключей» от форта «Успех бизнес-тренера» (продолжение)
Продолжаем разговор о группах ключевых компетенций бизнес-тренера, которые призваны обеспечить успех тренинга. Мы выяснили, что первая «связка ключей» - это профессиональные компетенции, связанные непосредственно с содержанием тренинга. Но для того, чтобы быть эффективным бизнес-тренером, конечно же, недостаточно только владеть предметом…
Вторая «связка ключей»
Снова ответим на вопрос, кто же такой бизнес-тренер. Бизнес-тренер – это фасилитатор, преподаватель, психолог. Какие ключевые компетенции обеспечат успех этой ипостаси бизнес-тренера? В этой «связке ключей» можно разделить компетенции бизнес-тренера методического, коммуникативного и эмоционального характера.
Методические компетенции бизнес-тренера
- разрабатывать сценарий и программу тренинга под бизнес-задачу заказчика;
- в процессе проведения тренинга учитывать потребности компании-заказчика в целом и группы участников в частности ;
- разрабатывать и проводить предтренинговую и посттренинговую диагностику;
- подбирать и реализовывать технологии проведения бизнес-тренинга в соответствии с его целью и задачами:
- структурные упражнения тренинга (вступление, правила, знакомство, сбор ожиданий, разогрев, разминки, рефлексивные упражнения, подведение итогов);
- упражнения для диагностики уровня развития компетенций участников;
- упражнения, направленные на развитие компетенций участников;
- интерактивные мини-лекции, дискуссии;
- ролевые, деловые, метафорические игры, бизнес-симуляции;
- видеоанализ работы участников или иных видеофрагментов;
- модерировать, фасилитировать, управлять групповой динамикой для достижения цели и задач тренинга;
- работать с флипчартом, с мультимедийным или другим проектором;
- составлять отчёт по проведённому тренингу;
- оценивать эффективность проведённого тренинга;
- разрабатывать и проводить посттренинговое занятие.
Советы мастеров. Если Вы выбираете, где повышать Вашу квалификацию бизнес-тренера, то обратите внимание, на развитие и совершенствование каких компетенций направлено обучение. Спросите об этом у ведущего тренинга или семинара для тренеров, прочитайте программу с точки зрения компетентностного подхода. В нашем Агентстве на развитие методических компетенций бизнес-тренера направлены, в первую очередь, два первых модуля Курса для бизнес-тренеров: Модуль 1. Введение в бизнес-тренинг. Задачи бизнес-тренинга и особенности обучения взрослых. Мотивация участников. Основные умения тренера и Модуль 2. Тренер, фасилитатор и лектор. Современные методы проведения бизнес-тренингов.
Коммуникативные компетенции бизнес-тренера:
- вступать в контакт с группой, владеть инициативой в контакте;
- проводить презентацию;
- занимать конструктивную позицию в контакте с группой;
- удерживать цели тренинга в контакте с группой;
- сохранять контроль над ситуацией в тренинге, здесь-и-теперь;
- стимулировать активность участников группы;
- осуществлять активное слушание;
- проявлять риторические и речевые способности;
- мотивировать участников тренинга к обучению;
- поддерживать участников тренинга;
- создавать доброжелательную атмосферу на тренинге;
- эффективно взаимодействовать с лидерами группы;
- преодолевать сопротивление группы;
- работать со сложными ситуациями и трудными участниками на тренинге;
- работать со своим ресурсным состоянием;
- проявлять стрессоустойчивость.
Советы мастеров. Достаточно объективно оценить Ваши коммуникативные компетенции Вам помогут участники Ваших тренингов. Проведите среди них анонимный опрос в конце тренинга. Для этого в бланках перечислите в таблице список компетенций и предложите участникам отметить выраженность каждой компетенции на классической шкале (компетенция проявляется: всегда, часто, иногда, редко, никогда). Будет очень разумно, если Вы придёте на тренинг для тренеров с результатами такой диагностики.
Эмоциональные компетенции бизнес-тренера
- осознавать своё эмоциональное состояние в ходе тренинга;
- проводить точную самооценку себя как тренера;
- проявлять уверенность в себе во время тренинга;
- осуществлять сбалансированный самоконтроль;
- вызывать доверие у участников группы;
- проявлять ответственность за процесс и результат тренинга;
- проявлять адаптивность, инициативность, эмпатию;
- ориентироваться на результат и успех тренинга;
- рационально и интуитивно понимать текущее состояния группы;
- ориентироваться на интересы участников группы;
- оказывать влияние на участников группы, развивать их;
- управлять изменениями в ходе тренинга;
- управлять конфликтами в ходе тренинга;
- формировать команду в ходе тренинга;
- работать в команде.
Советы мастеров. Хороший тренинг для бизнес-тренеров обязательно включает в себя упражнения, направленные на развитие эмоциональных компетенций. Такие упражнения, например, хорошо представлены в третьем модуле Курса для бизнес-тренеров ТА «Мастер-класс» - «Работа с группой на тренинге. Групповая динамика. Работа с эмоциями на тренинге. Проблемные слушатели»
Но бизнес-тренер – это не только специалист в определённой сфере бизнеса и фасилитатор, преподаватель, психолог. Бизнес-тренер – обязательно должен быть предпринимателем, продавцом, который продаёт себя, свои тренинги, а, возможно и тренинги своей компании, если у него таковая имеется… Продолжение следует….
Приглашаем Вас 26-28 сентября 2014 г. на первый модуль Курса для бизнес-тренеров - « Введение в бизнес-тренинг. Задачи бизнес-тренинга и особенности обучения взрослых. Мотивация участников. Основные умения тренера » !
Следите за нашим расписанием !
М. Степанова, методист ТА «Мастер-класс».