Тренинговый рынок в России
Еще в 60-е и 70-е годы в Ленинграде существовала так называемая Фрунзенская коммуна, позже во втором по величине пионерском лагере СССР «Орленке» долго работали педагоги Уманский и Лутошкин, которые продолжили коммунарскую деятельность. С этого начинался путь педагогических тренингов, связанных с развитием лидерства. И сейчас выходцами из этого движения и различными энтузиастами продолжаются тренинги лидерства с подростками и молодежью.
Где-то в 1975—77 гг сотрудник Ленинградского НИИ им Бехтерева Владимир Мурзенко провел со студентами-вечерниками факультета психологии ЛГУ самые первые группы личностного роста. После окончания университета многие выпускники стали развивать тренинги в Новосибирске.
История привычных нам бизнес-тренингов в России, на мой взгляд, начинается в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века. Причем начинается в форме коммуникативного или личностного тренинга, тогда это называлось — социально-психологический тренинг (СПТ). Для удобства отсчета, можно взять 1979 год — год выхода первой печатной работы по СПТ и организации лаборатории «Активных методов обучения, деловых игр и тренинга» в Новосибирске, в филиале Института повышения квалификации Минэнерго.
Насколько мне известно, первой научной (печатной) работой по тренингам стал мой студенческий диплом «Элементы социально психологического тренинга в подготовке психологов-практиков», защищенный в 1979 году. По окончанию университета я поехал по распределению в Новосибирск, так как в этом филиале ИПК Минэнерго оказалась единственная в СССР лаборатория «Деловых игр и тренингов» и недавно сформированная группа тренеров — психологов-практиков, которые начали работать с топ-менеджерами (руководителями) из министерства энергетики.
Социально-психологический тренинг в формате, идущем от «Центра по изучению групповой динамики» Курта Левина, пришел в Россию из Польши. Впервые тренинг был проведен на факультете психологии МГУ для сотрудников в 1978 году. Позже участники продолжили развивать и разрабатывать это направление. Например, Лариса Андреевна Петровская, Владимир Столин, Адольф Хараш — известные преподаватели и психологи МГУ. Столин кроме того организовал крупнейшую на сегодня российскую консалтинговую компанию в области HR — «ЭКОПСИ». Петровская написала первую крупную работу по СПТ «Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга» (М., 1982); а затем защитила первую докторскую «Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга» (1986г).
Петровская же стала вести первые группы социально-психологического тренинга в Москве в 1978—79 гг. для своей будущей докторской диссертации. При подготовке диплома мне посчастливилось у нее побывать. Тогда же начала вести группы по развитию коммуникативных навыков (на основе транзактного анализа) Елена Лопухина, нынешняя российская звезда личностной психотерапии.
Первая научно-практическая конференция по СПТ была проведена в Новосибирске в 1980 году в Новосибирском филиале института повышения квалификации Минэнерго, куда я приехал работать после окончания психологического факультета ЛГУ. На нее собралось около 50 человек, среди них примерно 10—15 тех, кто имел какой-то опыт и практиковал личностную психотерапию и СПТ (я, Елена Лопухина, Галина Миккин, Лариса Петровская и др) — тогда еще тренинги не отделялись от групп личностного роста, но отделялись от клинической психотерапии.
На этой конференции большой вклад в развитие личностных тренингов и личности будущих тренеров внес врач-психотерапевт Александр Алексейчик из Вильнюса. Он учился за рубежом, практиковал несколько лет и оказался самым опытным тренером в СССР в 80-е годы в области групповых тренингов. Алексейчик познакомил присутствующих с неизвестной еще в СССР технологией проведения «больших групп» — размером от 30 до 100 человек — и показал другим тренерам насколько важно быть не только понимающим, но и жестким при управлении групповой динамикой.
Следующей вехой была вторая конференция по СПТ в 1982 в Ленинграде, а также организация на факультете психологии ЛГУ лаборатории видеотренинга, которой руководила Нина Юрьевна Хрящева, ставшая позже основателем и руководителем «Института тренинга». Сотрудники лаборатории прошли обучение по технологии видеотренинга делового общения у ученика Манфреда Форверга.
Первые конференции психологов-практиков
Важное значение сыграли первые конференции психологов-практиков, которые проходили в Вербилках под Москвой в 1987—90 гг. Это были встречи ведущих психологов-консультантов и тренеров. На них были уже тогда представлены почти все будущие направления консультирования и тренингов и известные сегодня фигуры тренинго-консалтингового рынка. Например, Михаил Иванов и Давид Шустерман — консультанты, авторы книги «Организация как ваш инструмент» (2003г.); Евгений Емельянов и Светлана Поварницына — руководители «Консалтинг-центра «Шаг», авторы монографии «Психология бизнеса» (1998г.); Борис Мастеров — автор и ведущий программы подготовки бизнес-тренеров «Профессия: бизнес-тренер» (в партнерстве с Натальей Тумашковой), соавтор коллективной монографии «ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА: ТРЕНИНГ И КОНСАЛТИНГ». (2001г.), соавтор коллективной монографии «МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (ДИАГНОСТИКА. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. ТРЕНИНГ)» (2003г.)
Хенн и Галина Миккин — психологи из Таллина, работали в Таллиннском пединституте, начали заниматься видеотренингом делового общения. Они первыми в конце 80-х организовали эффективную профессиональную школу видеотренинга длительностью 500 часов и стали «прародителями» некоторых отечественных тренеров делового общения, пока Эстония не вышла из состава СССР. Кроме того, в Таллине, тогда еще в «едином советском пространстве», самостоятельно начал свое дело Владимир Тарасов, автор, наверное, единственной в СССР, чисто советской школы менеджмента. Это уже чисто деловые тренинги.
В начале 90-х после приезда и проведения в России тренингов в больших группах «Лайф Спринг» появились его российские прототипы, живущие и поныне. При этом Вернеру Эрхарту, основателю «ЭСТ» тренингов в больших группах, не удалось оставить в России своих последователей, что связано с особенностями личности самого Эрхарта и его подходу к тренингам как бизнесу.
В 1989—91 гг. на развитие российских тренингов оказало большое влияние нейролингвистическое программирование (НЛП). Первые НЛПисты: А. Ерсеньев, И. Ребейко и наиболее известный сейчас — Алексей Ситников. Помню, как летом 90 года в Москве, во Дворце пионеров на Воробьевых горах, на тренинги Дж. Гриндера и его команды собралось более 500 человек. И не только психологи, педагоги и врачи, но и большое количество сотрудников силовых ведомств, а также предприниматели. В 92—93 гг. Леонид Кроль (ныне владелец и «играющий тренер» известной компании «Класс») пригласил в Россию Джудит Делазье и Анну Энтуш — звезд мирового НЛП, которые провели большие сертификационные тренинги для российских (и из стран СНГ) специалистов.
Но в итоге, НЛП мало пересекается с бизнес-тренингами, оставаясь скорее методом личностного роста, коучинга (и лечения в психотерапии). А так же активно используется как метод скрытого влияния в тех сферах, где большое значение имеют личные контакты и продажи.
Большой вклад в развитие личностного консультирования и тренингов внес Виктор Макаров, президент Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, вице-президент Всемирного Совета по Психотерапии, доктор медицинских наук, профессор. Став в 1990 году заведующим кафедрой в Красноярском мединституте, он несколько лет проводил знаменитые Енисейские декадники по практической психологии, психотерапии, тренингам, на которые в течение двух лет собиралось до 300 человек со всего СССР.
И наконец, вслед за известными западными компаниями в конце 80-х — начале 90-х в Россию пришли и западные тренеры, которые стали готовить российских коллег, прежде всего, в области продаж. Начиная с этого момента, бизнес-тренинги окончательно отделяются от тренингов личностного роста. А проследить историю тренингов становится труднее из-за большого количества действующих лиц.
Частный опыт и вклад в развитие рынка
Говоря о своем опыте, могу рассказать, что с началом перестройки начал проводить группы личностного роста и тренинги делового общения для руководителей. Организовал в Новосибирске в 1988—92 гг. одну из первых школ по подготовке тренеров (СПТ — личностного роста). Она была 2-х ступенчатой. Через нее прошло несколько десятков человек, в итоге, даже удалось вырастить тренеров для тренеров.
Но развитию этой тренерской школы помешали два фактора:
- начавшаяся резкая девальвация рубля и рост стоимости всего: авиабилетов — на тренинги приезжали из разных городов страны; печати переводов (пиратских) литературы и т. п.
- мое понимание того, что личностный рост и коммуникативные тренинги не самое актуальное предложение для экономической ситуации, нужны именно тренинги для бизнеса, доступ к которым тогда был только в Москве.
Выбирая, чем заниматься дальше: осваивать новые виды тренингов в Москве, а затем учить в Новосибирске; переехать в Москву; заняться собственным бизнесом — я выбрал последнее, но полностью из тренингов не ушел.
С учетом психологической и тренерской практики, я был приглашен поработать с Борисом Николаевичем Ельциным в 1991г. Нашу работу трудно назвать классическим тренингом или коучингом. Государственной телеграммой меня вызывали в Москву на заседание Верховного Совета, селили в гостинице «Россия», давали необходимые документы. Обычно, я находился в зале, среди депутатов Верховного Совета, наблюдал выступления Бориса Николаевича, а затем писал записки с обратной связью, которые отдавал его личным помощникам, а они передавали их самому Ельцину. Кроме того, несколько раз правил его речи, которые писали его спичрайтеры. Затем Борис Николаевич правил эти речи сам. Ну и вместе с его личными помощниками готовил свои предложения по первому выступлению Бориса Николаевича в прямом эфире на телевидении, в частности по невербальному поведению.
После такой работы я сделал вывод, что первые лица государства не нуждаются в услугах тренера или психолога. Они сами оттачивают свои навыки в ходе политической карьеры, большого числа встреч и конкретной работы.
Большое значение для их карьеры имеет работа не только психолога-тренера, а всей команды, зачастую невидимых помощников с прессой, другими политиками, группами влияния и т. д. Но для тем, кто хочет стать лидером, эффективным предпринимателем, топ-менеджером или просто сильным менеджером, работы с тренером и коучем в молодом возрасте сегодня не миновать.
Свои умения тренера наиболее полно я реализовывал в 1995—99 годах, занимаясь политическими технологиями на выборах в Государственную Думу РФ, выборах губернаторов, мэров российских городов. Приходилось быть и имиджмейкером, и пиарщиком, и тренером команды политтехнологов, и личным тренером. Позже эта работа перешла в работу консультанта, коуча ряда политиков и бизнесменов.
Тенденции современного тренингового рынка
В современных бизнес-тренингах я вижу ряд проблем, которые нужно решать, чтобы тренинги как деятельность и бизнес могли выйти на новую ступень в своем развитии. Прежде всего, это развитие методологической, научной базы и специализация по отраслям.
Тренеры в 80-е годы уделяли этому большое значение. Как можно вести тренинг, не понимая, как учится человек, как управлять групповой динамикой? Как можно в совершенстве не знать содержание предмета деятельности?
Кроме того, пора отделить собственно тренинговую, навыковую часть от обучения знаниям, роль которых по-прежнему велика в любом деле. Руководителям отделов обучения и самим менеджерам нужно точно понимать, как мотивирует работника система бизнес-процессов компании и как могут мотивировать тренинги.
Собственникам, топ-менеджерам, тренерам пора понять, что обучения за 1—2 дня быть не может. 1—2 дня «тренингов» — это «ворк-шоп», мастер-класс, где более опытные показывают, что они умеют, или простое знакомство участников с темой и между собой.
90-е годы отодвинули науку тренингового обучения в России, на самый край профессиональных компетенций. Человек проходил один-два тренинга, а затем просто брал этот готовый тренинг и проводили его сам.
В 2000-е появились «школы тренеров». Любой желающий без необходимых личных компетенций и опыта, проучившись 4 цикла по 8—16 академических часов (или еще меньше), мог считать себя «тренером с дипломом». На проверку тренинги таких «тренеров» чаще всего оказываются стандартными семинарами ни о чем и ни для кого-то конкретно.
Нескольких тренингов и даже обучения в «Школе тренинга» не достаточно, что бы стать хорошим тренером. Чтобы стать хорошим тренером, одних задатков недостаточно. Во-первых, нужно регулярно учиться у звезд тренинга (хотя бы до 35—40 лет) как западных, так и российских. Во-вторых, тренеру нужен свой наставник, коуч, без него можно и не дорасти до тренера высокого уровня. В-третьих, на мой взгляд, лучше вести тренинги в паре. Это влияет на заработок в сторону его понижения, но на качество тренинга и на рост самого тренера — в сторону повышения.
Надеюсь, что грянувший кризис поможет решить хотя бы часть этих важных проблем тренингов.
Павел Беленко
При републикации материала ссылка на www.Trainings.ru обязательна