Как стать бизнес-тренером?
Вопрос этот - из разряда часто встречающихся. Мне его задавали в самых разных ситуациях самые разные люди. Сейчас многие люди хотят расширить свои возможности и приобрести новую специальность. К тому же, прямо скажем, - из разряда элитных. Многие просто хотят сменить прежнюю работу и попробовать себя в новом качестве. Так что отвечать буду с удовольствием.
Для начала - кто чаще спрашивает.
«Гуманитарии»
Психологи, учителя, спортивные тренеры, бывшие офицеры - словом люди умеющие развивать человеческие способности. Они хотят войти в мир бизнеса. В мир отношений жестких, но зато имеющих четкие критерии успешности. Все знают, что тренеры свою работу любят. Да, к тому же, и это тоже все знают, что деньги платят за эту работу, прямо скажем, неплохие.
«Технари»
Из взрослых - получившие образование и основные навыки работы «при советской власти». Дело они знают, работу свою любят, но… «Сейчас же все другое». Из молодых - люди с хорошо простроенным мышлением, понимающие, что в основе любой успешности лежат система и последовательность.
Люди бизнеса
Успешные менеджеры по продажам часто хотят сделать шаг на более высокую ступеньку иерархии. Часто тренером назначают кого-нибудь из успешных менеджеров, и он сразу же обнаруживает, что продавать самому - одно дело, а обучать этому - совсем другое. Или - распространенный вариант - когда менеджера по персоналу (они же, как правило, психологи) обязывают еще и тренинги вести. Руководители видят смысл поучиться, чтобы повысить качество своей работы по обучению подчиненных.
Поскольку своих читателей я уважаю, то понимаю, что нельзя отвечать на вопрос буквально:
- Как стать бизнес-тренером?
- А просто. Пройти «тренинг для тренеров». И - желаю удачи!
Предлагаю вопрос немного расширить. Например, таким образом:
Что должен знать и уметь бизнес-тренер?
Какая подготовка и какие рабочие навыки помогут тренеру стать успешным?
Что входит в набор профессиональных компетенций бизнес тренера?
Сразу хотелось бы договориться вот о чем. То, что пишу я - из моего личного опыта. У кого-то вполне может быть другой опыт. Захотите поспорить, поделиться своим опытом или высказать свое мнение - милости просим. Пишите. Опубликуем.
Итак.
Статья первая.
Нужна ли бизнес-тренеру подготовка в области практической психологии?
1.
Для начала - в чем она может быть полезна. Конечно, задача - встраивать навыки. А как быть, если навык не встраивается именно из-за наличия у человека внутренних проблем? Если его успешности мешают некие травматические воспоминания? Как быть, если к тебе обратились с проблемой, суть которой в том, что человек одной рукой разрушает то, что пытается создавать другой?
Примеры из практики:
- Молодая худенькая женщина чувствовала себя некомфортно при переговорах с крупными, вальяжными, уверенными руководителями-мужчинами.
- Взрослый мужчина при переговорах с молодыми женщинами начинал вести себя покровительственно и раздражался, когда те демонстрировали самостоятельную позицию, отличающуюся от той, которую рекомендовал он.
- Молодой менеджер при переговорах со сверстником вполне мог начать выяснять «кто круче»: спорить, бороться за «последнее слово» и т.д.
- Молодая, очень квалифицированная и честолюбивая женщина (кстати, тренер), встречая требования придерживаться норм служебной иерархии, заявляла, что «в ней женщину не видят».
- И т.д.
Можно заявить, что, мол, в серьезных фирмах уже и штатные психологи появляются. Или: пусть сам решает свои проблемы - к психологам ходит, тренинги личностного роста посещает. Сказать-то можно все, что угодно.
Во-первых, далеко не во всякой фирме есть штатный психолог. Во-вторых, даже если и есть, то обратиться к нему мешают многие наши стереотипы. Не привыкли пока еще наши люди к психологам обращаться. Сам по себе совет обратиться к психологу все еще может быть воспринят, не как возможность стать успешней, а как некий диагноз. Как-то само получается: если ты «психолог», то я, выходит, «псих» или «психопат». Короче, ты нормальный, а я по сравнению с тобой - отклонение, ненормальный. Так, что ли?
Тренеру достаточно легко, по ходу выполнения упражнений, сделать для участника следующее:
- помочь ему осознать: да, у него есть некая «заморочка», которая тормозит его рост;
- успокоить: наличие проблем никакого отношения к чувству собственного достоинства или самоуважению не имеет.
В зависимости от аудитории, высказать некие рефрейминги, типа: и хорошие компьютеры могут получить вирус. К качеству самого компьютера это отношения не имеет. Запустить антивирусник - и все! Или: осознание наличия проблемы похоже на включение света - сразу видно, где что находится и что с этим теперь делать. Тренер чаще всего воспринимается, как в значительной мере - свой, «продажник». Сам в свое время по клиентам бегал, все понимает. Помогает нам деньги зарабатывать. На одном языке разговаривает. Так сказать, готовая подстройка по ценностям. По личному опыту знаю, что после пары тренингов начинают подходить посоветоваться «о личном». А вот психолог все-таки немного чужой. Он - из другой, спокойной, благополучно-размеренной жизни. Приходит в 10.00, уходит в 18.00. Тренер, он - свой, такой же, только умный. С ним проще. Психолог - тоже умный, но другой. К нему обратиться, как черту некую переступить. Хотя, конечно, все в очень значительной степени зависит от конкретных людей.
2.
И еще одно соображение по поводу базовой подготовке тренера. По моему мнению (подчеркиваю: исключительно - по моему!), тренеру не просто не повредит иметь какую-нибудь методическую подготовку, а он в обязательном порядке должен знать особенности обучения взрослых людей.
- Понимать, что участникам только тогда будет интересен тренинг, если он отвечает на какие-то конкретно стоящие перед ними вопросы.
- Уметь объяснить, частью какой общей картины является предлагаемый для отработки навык.
- Обладать способностью к системному видению всего комплекса необходимых для данной профессии навыков. Уметь представить своим слушателям предстоящий тренинг не как простую последовательность тех или иных упражнений, а как взаимоувязанный единый комплекс, все части которого по-своему влияют на их будущую успешность.
А то у нас всех в памяти, в результате многих лет, проведенных в школе и институте как клише, отпечатались примеры плохих учителей и лекторов. Которые тупо гнали свои лекции без всякого желания поинтересоваться, интересны ли кому-то их лекции и нужны ли они вообще? Методическая подготовка помогает понять, как привязать безличную теорию к интересам и уровню данной конкретной аудитории, данных конкретных участников для решения их конкретных сегодняшних задач.
Иначе - две опасности тренерской работы:
Первая - соблазн скатиться к простой, но неэффективной схеме: «делай, как я».
Вторая - свести тренинг к натаскиванию на бессистемный набор когда-то эффективных приемов и приемчиков: «прием №5», «штучка № 10», «ответ №3 на возражение №8» …
Задача тренера - научить своих участников 1) самостоятельно находить выход из затруднительного положения, 2) суметь проанализировать встречу и понять, что он сам сделал такого, что попал в это затруднительное положение, 3) что делать, чтобы больше в подобные положения не попадать.
Если же тренер не учит своих учеников системному видению, если не говорит с ними об общей логике продаж и переговоров, тренинг сведется к рекомендациям типа «если он тебе задаст вот такой вопрос …, ты ему на это выдавай вот такой ответ…».
-«А если он спросит по-другому?» «А тогда ты ему отвечай вот так».
Т.е., вместо профессионально грамотного взаимодействия участников натаскивают на манипуляции. И мы получаем не доброжелательного и уверенного в себе профессионала, который строит долговременные отношения со своим клиентом, а хитрого манипулятора, выжидающего момент, чтобы «втюхать». А потом - хватай яблоко с воза и беги!
Статья вторая
Кстати, по поводу манипуляций. Давайте разберемся не спеша.
Вокруг этой темы гораздо больше ажиотажа, чем реального понимания о чем, собственно поднимается крик. Мы ведь все постоянно оказываем или пытаемся оказывать друг на друга убеждающее воздействие. Дочка просит денег на мороженное, вы отказываете, она надувает губы, делает грустное лицо и большие глаза, и ваше отцовское сердце тает - это как - манипуляция или нет? Конечно - да. И еще какая! Но вы ведь, вроде, не в претензии, правда же? Все мы, люди - стихийные манипуляторы, один лучше, другой хуже. Специалистов, получивших профессиональную подготовку, столько же, сколько профессиональных гипнотизеров - настолько немного, что можно снять тему. Но здесь, действительно, есть несколько важных моментов.
Первый - важен не сам факт манипуляции, а цели, в которых она осуществляется. Жулик или мерзавец просто используют человека в своих интересах, как вещь. Руководитель, желающий придать подчиненному больше желания рискнуть на новой должности, исходит в конечном итоге из его же интересов. Самые могучие манипуляторы - это дети, маленькие мудрецы и хитрецы, которые добиваются от нас почти всего, чего хотят.
Второй важный момент - если вас обманули, господа, то почему, собственно, вы купились на очередной «лохотрон»? Зачем вы, например, остановились рядом с цыганкой «узнать судьбу» или начали слушать очередного зазывалу с коробками? Вы что, изначально не отдаете себе отчет, с кем имеете дело? В чем причина того, что люди женятся на стервах или отдают деньги брачным аферистам? В хитрых манипуляциях? Нет! Причина в отсутствии самоуважения, неуверенности в себе, желании потешить себя иллюзиями. А эти ребята в людях разбираются и попросту грамотно используют чужие слабости. Так может быть все дело-то как раз в этих слабостях? Может быть, важнее задуматься о своей пониженной самооценке, а не о том, что кто-то ее может использовать? Может быть, имеет смысл подумать, почему окольные пути кому-то кажутся более легкими, чем прямые? Может быть, важнее тратить время не на то, чтобы слабые книжки о манипуляциях покупать, а на то, чтобы воспитать в себе умение говорить «нет»?
Третий момент - интерес к манипуляционным техникам чаще всего проявляют те, кто из-за нехватки честности, профессионализма и нужного количества извилин в мозгу не способен строить открытые и взаимовыгодные партнерские отношения как в личной жизни, так и в бизнесе. Именно эти ребята ищут «заветную кнопку», а также способы как на нее нажимать. Мне это напоминает то, как люди, неспособные к любви, ищут мастериц любовных приворотов.
Четвертый момент - бизнес, господа. Раскрутка брэнда. Заработать хочется. Ну, сами посудите, когда вы отдадите свои деньги за книжку или тренинг с соответствующим названием: когда вы спокойны и рассудительны или же когда вам нагнали страху или дали 100%-ные гарантии успеха? Ответ на этот вопрос ни на какие размышления вас не наводит? Отсюда и соответствующие книжки, и рассылки в Интернете, и тренинги с названиями, похожими на «с гарантией верну мужа».
Авторитетно заявляю: серьезных специалистов по манипуляциям готовят отнюдь не на многочисленных психологических факультетах. А в совершенно других учебных заведениях. И выпускники этих заведений книжек по манипуляциям не пишут и тренингов не ведут, а занимаются совершенно другими делами.
Ну и, наконец, пятый момент. Если что-то существует, профессионалы все-таки должны этим владеть. Но - помня о приоритетах. В серьезные курсы подготовки продавцов, переговорщиков и управленцев входят многие эффективные технологии воздействия и влияния: техники мотивации, техники замены убеждений, техники работы с возражениями, техники работы с чувствами и эмоциями и т.п. И, разумеется, техники манипуляций - тоже. (При условии, что ими владеет ведущий тренер.). Погоды они не делают, в арсенале подготовки занимают достаточно скромное место, но знать их полезно.
По трем причинам.
Во-первых, многие наши коллеги и партнеры являются неосознаваемыми манипуляторами и воздействуют на собеседника, так сказать, не ведая, что творят.
Во-вторых, все-таки существует определенное количество людей, которые приемами манипуляций действительно владеют на уровне стихийно найденного и хорошо отработанного навыка.
В-третьих, в некоторых случаях техники манипуляции действительно помогают подтолкнуть клиента к принятию нужного решения и, тем самым, эффективно завершить работу. Запас, как говорится, карман не тянет. Так что очень даже неплохо, если тренер и сам владеет, и учеников своих учит хотя бы базовым навыкам обнаружения и противодействию манипуляционным приемам. Но, - помня о том, что это отнюдь не палочка-выручалочка и не спасательный круг.
Статья третья
Еще несколько слов о навыках тренера.
Профессиональный тренер должен уметь провести тренинг на любую тему из тех, которыми он владеет, на любой аудитории буквально через 20 минут после получения соответствующей задачи.
Это - не признак мастерства. Это необходимый базовый навык.
В жизни фирмы возможны ситуации, при которых тренера неожиданно просят провести тренинг «через полчаса». И это - не провокация, а вполне возможный вариант. Например, заболел топ-менеджер и менеджеры его группы, маются без дела. (Можно спросить: что это за менеджеры, которые сидят без дела, но это уже - другой вопрос.). Во многих фирмах существуют готовые сценарии тренингов и часто тренера приглашают просто для того, чтобы он их «озвучил». Не знаю, что в этом случае делают другие, а я поступаю следующим образом: беру неделю на адаптацию и подробно вникаю в ежедневную деятельность тех, для кого такой сценарий создан. Твердо уверен, что писавший этот сценарий исходил из своего видения и из своих представлений. Я увижу по-другому и внимание обращу на другие моменты, нежели он. А потом адаптирую готовый текст «под себя». Но, конечно, такой подход я оговариваю с директором по персоналу еще на стадии приема на работу. И, кстати, сразу оговариваю, по каким параметрам будут оценивать мою работу. Настаиваю на том, что о моей работе будут судить по результату, не вмешиваясь в процесс.
Печальный опыт, с которым тоже хочу поделиться: если какой-то момент не был оговорен с самого начала, по нему неизбежно начнется расхождение мнений и конфликты. А возвращаясь к теме готового сценария, выскажу такое убеждение:
Профессиональный тренер начинается не с умения «отстучать» партию по чужой партитуре, как заяц на барабане. Тренер это тот, кто умеет тренинги создавать «под проблему» и «под клиента», т.е. под конкретную ситуацию вполне конкретных людей. Просто повторять чужой сценарий - превращать себя в того самого «зайца на барабане». Хотя, с другой стороны, бывают и настолько хорошо написанные сценарии, что работать по ним - одно удовольствие.
Автор: Владимир Азаров
Взято с: http://hr-portal.ru/article/kak-stat-biznes-trenerom