Как научить зайца курить
– Можно, конечно, и зайца научить курить. В принципе, ничего нет невозможного … для человека с интеллектом.
К/ф «Служебный роман», Верочка, секретарша Калугиной
Заменим в этой незабываемой цитате непопулярное слово «интеллект» на волшебное – «мотивация» и посмотрим, что получится.
Итак, у нас есть две фигуры. Первая – заяц, которого требуется научить. Вторая – человек, выполняющий это задание, назовём его руководитель процесса.
Знакомый до боли путь
Отчаявшись воздействовать на зайца уговорами, т.е. добиться мотивированного блеска в глазах по-хорошему, руководитель решает его заставить.
Как? Оштрафовать, лишить премии и сделать выговор с занесением. Можно еще накричать, ведь зайцы пугливые, наверняка, подействует.
Поверьте, это не со зла, а от безысходности. Раз хорошие слова не помогают, приходится действовать нелицеприятными методами. Ведь ты, заяц, просто должен делать, никто не обещал, что будет легко и просто.
И таких способов много. Например, публичный разнос. Манипулирование и создание атмосферы тревожности тоже приносит свои плоды. Имеется в арсенале и тотальный контроль за каждым шагом. Но..
Оборотной стороной является плохое самочувствие и руководящего процессом, и принуждаемых сотрудников. Руководитель превращается в надзирателя и держиморду, это, согласитесь, незавидная участь. Тут уж не до высоких материй вроде стратегии развития, развития продукта и клиентоориентированности. А зайцы… они довольно быстро разбегаются.
Именно так – эффект от насильственных методов всегда непродолжителен и требует больших нервных ресурсов. А нервы, увы, не восстанавливаются. Кроме того, можно забыть об идеях по улучшению и креативности. Зато риск тихого саботажа весьма велик.
А если удовлетворять?
Действительно, если потребности зайца удовлетворены, ему будет просто нечем заняться, кроме рабочих дел. Ничто не будет его отвлекать от поставленной задачи. В конце концов, должна быть элементарная благодарность?!
Так и поступим. Выспросим, что зайцу важно и очень нужно, и дадим. Например, чёткое соблюдение границ рабочего дня, фиксированная часть зарплаты на карту и т.д. Только при выяснении случайно не «свалитесь» в проективную область, иначе можно задавать вопросы про то, что важно себе, а не сотруднику.
А через полгода – сюрприз – это важное воспринимается уже как-то обыденно и само собой разумеющееся, как должное, а потребности теперь новые и другого порядка.
Закрытые потребности остаются далеко внизу, сотрудники о них не вспоминают, забывая попутно и достигнутые договорённости, т.е. на что именно менялось удовлетворение той «входной» потребности.
Теперь хочется интересных задач и полис ДМС, чётких должностных инструкций, признания его ценности и больше уважения. А ещё хочется развития и обучения. И, пожалуйста, организуйте в коллективе комфортную атмосферу. Всё это логично, потому что пирамида так устроена! Кстати, вместе с признанием ценности хорошо бы и зарплату поднять.
Таким образом, этот хороший, в принципе, мотив удовлетворения потребностей не так прост, как кажется, и может оказаться ловушкой при неправильном применении. Велик риск легко и незаметно впасть в противоположную крайность – бесконечно выяснять и удовлетворять потребности, тем более, что их бесконечное множество . Однако, есть инструмент, позволяющий навести в них порядок.
Очевидно, нужен хороший баланс разных подходов. Заставляете и не помогает? Начинайте работать с потребностями. Даёте и не работают? Начните требовать выполнения норм, KPI и т.д.!
Клуб по интересам
Наверняка, вам знакомы или вы слышали такие термины, как «open space», «спиральная динамика», «бирюзовая компания», «agile» и «scrum». Все они в конечном счёте про интерес и самомотивацию, т.е. когда люди трудятся потому, что им интересен этот вид деятельности. Сама корпоративная культура, дух в этой компании таковы, что нет необходимости кого-то заставлять, поскольку несознательные и ленивые здесь не приживаются. А главными мотивирующими драйверами выступают возможность придумывать, воплощать, брать ответственность за решения. Ну и, конечно, вдохновляющий результат – это новые технологии, большие проекты, организация событий, решение нестандартных задач и т.д.
Как внедрить один из этих подходов в своей компании? Начать с вопроса к себе: «а я готов? Интересно ли мне самому, есть ли для меня в этом внутренний смысл?». Если да, то начните с ключевых специалистов и руководителей. Создайте для них – на своём примере – условия, когда они получат большую свободу и привилегии в обмен на большую ответственность. Вы сразу увидите, кому действительно интересно этим заниматься, а кто не готов к осознанной работе.
В этот момент на руководителя, занятого процессом обучения зайца снизошло озарение и он воскликнул «Эврика»!
Узнать, какой именно инсайт посетил руководителя, а также испытать на практике техники работы с мотивацией вы сможете, если придёте к нам на большое событие – Конференцию «Motivation Lab».
Гарантируем – уйдёте с приподнятой мотивацией!
ТА «МК».