Исследование: Компании пересмотрели набор методов обучения и развития персонала.
Полную статистику ответов см. в таблице. Вопросы, которые задавались респондентам, звучали так: какие методы обучения применяются в Вашей компании? Можно было выбрать несколько вариантов.
Метод обучения |
2009 |
2008 |
Тренинг |
54% |
41% |
Обучение на рабочем месте |
53% |
19% |
Мастер-класс/мастерские |
39% |
28% |
Семинар |
33% |
24% |
Коучинг/наставничество |
25% |
18% |
Конференция |
23% |
16% |
Стажировки/Secondment |
22% |
10% |
Смешанное обучение |
19% |
13% |
Аудио/видео тренинги |
18% |
14% |
Менторинг |
15% |
6% |
E-learning/blended learning |
14% |
11% |
Action-learning |
12% |
7% |
Совместное/социальное обучение |
12% |
7% |
Другое |
2% |
«В текущем году мы наблюдаем резкий рост использования неаудиторных методов обучения, таких как action learning, обучение на рабочем месте, коучинг и т. д. Эта тенденция неудивительна и закономерна. Сложившаяся экономическая ситуация только подстегнула использование этих методов. Большинство методов из вышеприведенных., за исключением внешнего коучинга, относительно бюджетные. По крайней мере, точно дешевле аудиторных методов», — комментирует результаты опроса Наташа Гришакова, директор департамента HR и L&D услуг, партнер «Амплуа-Брокер».
Ранее по результатам ежегодного бенчмаркинга Trainings INDEX эксперты прогнозировали, что в 2009 году будет наблюдаться рост интереса к таким методам обучения как внутренний коучинг, наставничество, обучение действием, обучение силами внутренних экспертов, внутренние стажировки, использование обратной связи 360 градусов. И действительно, опрос на Trainings EXPO показывает, что компании активно используют эти методы.
«Я считаю, что данная тенденция сохранится, T&D специалисты будут все больше с каждым годом использовать неаудиторные методы обучения, возрастет и разнообразие используемых инструментов обучения, и они будут более адаптированы к потребностям различных целевых аудиторий, — говорит Наташа Гришакова. — Еще одна тенденция, которая уже наметилась — это переход от индивидуального обучения к обучению команд. Если раньше обучение и развитие было массовым продуктом в компании, в таком же смысле, как и массовое производство — „все для всех“, то в последние годы наблюдается отход от этой концепции в сторону индивидуализации обучения: каждому по потребностям. С 2009 года мы наблюдаем тенденцию решения проблем не только на индивидуальном, но и командном уровне, т. е. обучение основано на потребностях команды. Кстати, в США, Австралии и Европе это уже широко используется».
Между тем, по мнению эксперта, тренинг не умрет. Тренинги, как форма обучения, будет оставаться самым популярным еще как минимум еще 2 года. По данным Trainings INDEX’09, 80% компаний использовали тренинги как форму обучения в 2008. По отдельным категориям персонала, например, линейным менеджерам, эта цифра была выше. Более того, в прошлом году тренинг был самым используемым инструментом для обучения линейных менеджеров — 94 % компании заявили об использования этого метода. В 2009 году (в первом полугодии) эта цифра снизилась до 72%. В целом в 2009 году, по данным Trainings INDEX, 60% компаний использовали тренинг как форму обучения.
В 2010 тренинг будут использовать как минимум те же 50% компаний. «Однако мы увидим и рост использования смешанного обучения, и активные эксперименты с новыми формами обучения», — добавляет Наташа Гришакова.
Источник: Trainings.ru