Выбираем тренинг командообразования
Персонал предприятия – это как футбольная команда:
ребята должны играть как единая команда, а не как скопище ярких личностей.
Ли Якокка, автор бестселлеров;
был президентом компании Ford и председателем правления корпорации Chrysler.
Лето традиционно является порой, когда многие компании обращаются к вопросам командообразования. Мы с вами уже говорили об особенностях организации корпоративных тренингов деловой коммуникации и командообразования. В этой статье мы рассматривали вопросы, связанные с тщательной подготовкой тренинга, выбором даты его проведения, подведением итогов. Теперь остановимся на выборе темы и организационной формы проведения тренинга командообразования на примере тренингов ТА «Мастер-класс».
Сразу отметим, что в ряде тренингов, посвящённых вопросам командообразования, можно выделить две группы. Есть тренинги, которые непосредственно решают задачи тимбилдинга в компании, а есть тренинги для руководителей, которые снабжают их инструментами командообразования для дальнейшего применения в коллективах. Конечно же, сплочение коллектива, снижение конфликтности, повышение лояльности к компании происходит на тех и других тренингах. Но тренинги, посвящённые передаче технологий тимбилдинга, более насыщенны вопросами управления командой и, кстати, могут проводиться даже в открытом формате.
Мы не устаём делать акцент на том, что если тренинги в компании проводятся впервые (или когда-то проводились, но было это так давно, что мало кто помнит), то лучше всего начинать обучаться «сверху». Не являются исключением и тренинги командообразования. Перед тем как обучать рядовых сотрудников на тренингах командообразования и развивать командную форму работы на предприятии, необходимо добиться, чтобы руководители компании:
- имели представление о понятиях «команда», «командный стиль работы», «командные роли», « миссия команды»;
- знали о стадиях развития команды, признаках эффективной команды, отличиях команды от рабочей группы;
- понимали основные принципы создания команд и необходимые условия успешной командной работы;
- видели возможные барьеры и риски на пути создания команды; были готовы к разрешению кризисных ситуаций в команде;
- понимали специфику работы лидера команды, осознавали степень выраженности собственных лидерских качеств;
- владели навыками как продуктивного командного взаимодействия, так и организации командной работы;
- и, собственно, главное - представляли из себя сплочённую команду.
Для этих целей в качестве базовых тренингов для руководителей можно рассматривать двухдневные тренинги «Создание работающей команды» или «Лидерство и управление мотивацией команды». Эти тренинги как раз могут проводиться как в корпоративном формате, так и в открытом (см. Расписание).
Для тех компаний, которые намерены провести углублённую подготовку руководящего состава к командной работе, ТА «Мастер-класс» предлагает два двухдневных преемственных тренинга, которые целесообразно проводить последовательно в корпоративном формате. Это тренинги для руководителей «Командообразование, часть I. Зарождение Команды» и «Командообразование, часть II. Эволюция Команды»
Так же исключительно на корпоративный формат рассчитана программа тренинга командообразования для руководства компании «XL - management». Эта оригинальная программа предполагает сверхглубокое погружение участников в тему тренинга (2 дня по 11 часов, либо по договорённости). В процессе обучения участники определяют перспективные направления развития компании, прорабатывают шаги внедрения выбранного решения, оценивают потенциальные выгоды и риски для компании.
Данный тренинг проходит в общем для всех проектных групп пространстве. Каждую группу ведет профессиональный фасилитатор, в задачу которого входит удержание обсуждений в рамках программы тренинга. При необходимости фасилитаторов можно выбрать из числа сотрудников компании.
В результате прохождения этого тренинга происходит сплочение команды руководителей, развитие внутрикорпоративных коммуникаций, проработка перспективных направлений развития компании, снижение корпоративных конфликтогенов, снижение сопротивления внедрению изменений в компании.
Когда руководящий состав компании теоретически и практически подготовлен и, что немаловажно, внутренне принял философию командной работы – вот тогда имеет смысл провести классический Тренинг командообразования для сотрудников
В результате прохождения этого тренинга сотрудники компании осознают, что же такое настоящая Команда, как сослуживцы и коллеги становятся Командой. Рассматриваются те же вопросы, что изучали их руководители: признаки эффективной команды, командные роли, принятие решений в команде, межличностные коммуникации, разрешение конфликтов в команде. В ходе тренинга участники отрабатывают на практике, а потом обсуждают множество упражнений и ролевых игр. Как итог – улучшение качества внутрикорпоративных коммуникаций, приобретение сотрудниками основных навыков командного взаимодействия, снижение уровня напряжённых или конфликтных ситуаций, повышение лояльности сотрудников к компании, сплочение коллектива.
Корпоративные тренинги командообразования можно территориально организовать по-разному. Сравним преимущества и целесообразность различных подходов в таблице ниже.
Возможные подходы к территориальной организации корпоративного тренинга командообразования
Форма организации тренинга |
Преимущества этой формы |
Примечания | |
аудиторная (только в тренинговом зале) |
на территории заказчика на территории ТА «Мастер-класс» |
отсутствие расходов на логистику и проживание, концентрация на решении интеллектуальных задач |
целесообразна в начале пути командообразования или для коллективов академического характера |
смешанная (тренинговый зал + площадка) |
на территории партнёров в пределах СПб на базе отдыха в ЛО с тренинговым залом |
смена обстановки, широкие возможности проведения упражнений, связанных с физической активностью, сочетание физической и интеллектуальной активности |
подходит любым коллективам на разных ступенях командообразования |
на площадке (спортивный зал или открытый воздух) |
в спортивном зале в СПб или на базе отдыха в ЛО |
высокая эмоциональная насыщенность мероприятия, основа для позитивной корпоративной мифологии, хороший информационный повод для PR; возможность проведения экстремальных игр |
как правило, это вариации так называемого «Верёвочного курса»; рекомендуется для коллективов, которые уже освоили основы командообразования и являются достаточно сплочённой командой или для молодых коллективов |
Как видим, каждое территориальное решение по проведению тренинга командообразования хорошо в определённом контексте. Конечно же, если речь идёт о корпоративном формате, то выбрать тему, место проведения и грамотно организовать тренинг вам поможет бизнес-тренер.
Следите за нашим расписанием!
М. Степанова,
методист ТА «Мастер-класс»