+7 (812) 240-78-80
+7 (812) 611-11-06
+7 (495) 240-93-02
mail@master-class.spb.ru
СПб, ул. Восстания, д.1, оф. 43
Контакты
О нас Заявка Акции Контакты
Новости О нас Расписание Расписание вечер Тренинги Оценка персонала Online Стоимость Заявка Тренеры Консультации Мероприятия Наши клиенты Отзывы
Статьи
Статьи о продажах Статьи о Лидерстве Статьи о переговорах Статьи о рекламе, маркетинге и PR Статьи об управлении персоналом. Статьи: Психология саморазвития Статьи об эффективном руководстве Статьи о тренингах и для тренеров Дистанционное обучение Стратегия
Книги Юмор Контакты Наши партнеры Наши рассылки Наши достижения

Лицензия №1110 выдана Комитетом
по образованию Правительства
Санкт-Петербурга от 08.08.2014

Флаг "Мастер-Класса" на вершине Эльбруса

Наши достижения...


Вакансии

Тренер, бизнес-консультант
Менеджер по работе с корпоративными клиентами

Контакты

Санкт-Петербург
ул. Восстания, 1/Т, пом. 43

+7 (812) 611-11-06,
+7 (812) 240-78-80

mail@master-class.spb.ru

Рассылки

Хотите получать интересные бизнес статьи, полезные материалы, новости о тренингах? Подпишитесь на наши рассылки!


Наши клиенты

Аэрофолот

Алроса

Меди

Газпромнефть

ОДК Климов

РЖД

Ростелеком

Сбер

Норникель

Авито

Смотреть еще...

Статьи об управлении персоналом.

Ассессмент для талантливых сотрудников

Что такое талант? Для начала, обратимся к самой трактовке таланта. «Талант, высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой либо области: научной, художественной, практической (политика, техника и пр.). Талант нуждается в упражнении, чтобы достигнуть определенной степени совершенства. От гения отличается меньшей степенью творческой оригинальности.»

В последнее время много внимания стало уделяться теме управления «талантами». Например,  журнал «Персонал Микс» посвятил этой теме целый выпуск №3-4. Приведу краткое резюме Круглого стола, который ставил своей задачей разобраться в вопросах проблем сосуществования талантов и организаций. Специалисты отделов по персоналу и руководители организаций, приглашенные к участию в Круглом столе, приводят следующую трактовку таланта в организации: «Талантливый сотрудник это человек со способностями в той или иной сфере выходящими за среднестатистический уровень или просто выдающимися. Качества таланта: нестандартное мышление и умение находить решение в любой ситуации. Однако, наличие способностей - условие необходимое, но далеко не достаточное. Настоящий талант жаждет учиться, не боится делать ошибки и учится на них, получает удовольствие от выполняемой работы и постоянно стремится к лучшему результату. Отличительная черта таланта – высокая мотивация достижения успеха и самореализация, главное чтобы у человека «горели глаза»».

При этом нужно учитывать, что талант это неструктурированное явление, сложно прогнозируемое и проявляющееся неравномерно. Так как же его оценивать?

Оценка таланта.

Суть любой оценки – это выявление уровня соответствия действительного (реального) состояния объекта желаемому (идеальному). В ходе оценки персонала, работодатель сравнивает сотрудника, занимающего ту или иную должность, со специалистом, идеально подходящим для этой позиции.

Соответственно, в процедуре оценки должны быть «идеальные образцы», по отношению к которым, будет происходить «замер» тех или иных компетенций специалиста. И, конечно, организации и компании ориентированные на максимальную рентабельность персонала будут стараться набирать специалистов, уровень и развитость компетенций которых наиболее приближена к «идеальному образцу».

Где может возникнуть потребность в таланте у организации?

  • Руководители высшего звена, проектные команды. Новые и эффективные управленческие решения, произведенные индивидуально или посредством «мозгового штурма».
  • Руководители среднего звена и аналитики. Гибкая и эффективная работа с персоналом, с клиентами, с поставщиками и заказчиками, с финансами, информацией и другими ресурсами.
  • Специалисты в области рекламы, маркетинга, проектирования, программирования, обучения и т.п. Нестандартные и эффективные пути решения поставленных задач.

Возникает вопрос: как обнаружить талант в своей организации. Дело обстоит еще сложнее, если вы видите человека впервые, в тот момент, когда он приходит устраиваться к вам на работу. И тогда появляется потребность оценки этого таланта, каким образом его выявить и определить?

 

Возможна ли оценка таланта?

Не существует хороших или плохих методов оценки персонала, они могут быть адекватными или неадекватными для данной компании и для поставленных целей.

Давайте рассмотрим различные процедуры оценки и их эффективность в оценке таланта.

 

Методы оценки

Эффективность в оценке таланта

 

Графология, астрология, случайная оценка

нет

Процедуры оценки с низкой вероятностью достоверности результатов.

Рекомендации

нет

В настоящее время, рекомендации могут быть фиктивными. В случае достоверных рекомендаций они субъективны.

Биографические опросники

нет

Биографические данные, как правило, не содержат информации об особенных способностях сотрудника или о его таланте.

Интервью

нет

Дает лишь первое впечатление о способностях сотрудника, и впоследствии эта информация может не подтвердиться.

Аттестация

частично

Аттестация производится по прошествию определенного срока работы сотрудника. В этой процедуре оценки мы можем лишь констатировать факты выполнения должностных обязанностей и планов руководителя или специалиста. Что лишь косвенно может указывать на наличие таланта в сфере деятельности аттестуемого.

Тесты способностей

 

частично

Тесты способностей могут выявить далеко не все способности талантливого человека. При этом тесты имеют ограниченную степень достоверности. И могут служить лишь дополнительным инструментом, но не основным.

Тесты на основе системных задач

частично

Одни и те же задачи, в разные периоды могут быть решены и не решены талантливым человеком. Здесь подключается фактор мотивации к решению системных задач.

MBO

(управление по целям)

Да, при условии положительной мотивации к работе.

Талантливый сотрудник в течении отчетного периода (около года) найдет возможности и пути достижения поставленных задач. Сотрудник понимает критерии успешности своей работы до начала выполнения задач.

PM

(управление результативностью)

 

Да, при условии положительной мотивации к работе.

Акцент в методе делается на обратной связи,  а для талантливого человека она необходима. Талант должен получать ориентиры, особенно на начальных этапах работы в организации. И понимать, где именно его талант востребован, и как он может свои способности приложить для достижения успеха в компании. Метод носит характер сотрудничества, а не контроля, и ориентирован на развитие сотрудника, что создает благоприятную среду для реализации таланта.

360 градусов

Да, при условии, что участники этого метода знакомы и знают сотрудника

Талант, сложно скрыть, или спрятать, он либо есть, либо его нет. Существует мнение, что талант состоит из 5%  врожденной одаренности и 95%  труда, приложенного для развития этой одаренности. Возможно, это так, но даже существующие 5% сложно не заметить, если вы знаете этого человека на протяжении определенного временного интервала.

Ассессмент -  центры

Да, при условии положительной мотивации на участие в процедуре

Наиболее объективная оценка в силу моделирования ситуаций, приближенных к реальным. Человек имеет возможность проявить свои способности и талант в тех или иных областях знаний и навыков. Но это не значит, что он их обязательно проявит.

§ Интервью-собеседование представляет собой беседу с кандидатом на вакантную должность по заранее продуманному плану и имеет целью выяснение степени соответствия кандидата предлагаемой ему работе, а также стилю организации в целом, ее организационной культуре. Можно выделить биографическое, ситуационное и критериальное собеседования. Первое касается фактов жизни и предшествующего опыта работы кандидата. Второе представляет собой смоделированную практическую ситуацию, которую кандидату предлагается обсудить в ходе интервью. Третье подразумевает интервью, в ходе которого кандидату задаются вопросы о его возможных действиях в определенной деловой ситуации, а ответы оцениваются исходя из заранее определенных критериев.

  • Аттестация оценивает такие характеристики работника, как его квалификация, уровень знаний и практических навыков, деловые качества.
  • MBO (Management by Objects) или «Управление по целям» заключается в совместной постановке задач руководителем и сотрудником и оценке результатов по прошествии отчетного периода.
  • PM (Performance Management) или «Управление результативностью», в отличие от MBO, оценивает не только результаты, но и компетенции сотрудника – то есть, те личностные качества, которые необходимы ему для достижения поставленных задач. Суть метода в сотрудничестве менеджера и подчиненного, а не в контроле.

Метод 360 градусов. Это «круговая» оценка. Основная цель метода – оценка по компетенциям, выполняемая людьми, которые постоянно взаимодействуют с сотрудником. Сотрудник сам может попросить провести такую оценку для определения его области развития. Свое мнение о сотруднике высказывают четыре группы людей: руководители, подчиненные, коллеги и клиенты (партнеры).

Ассессмент-центры предназначены для оценки сотрудников по компетенциям под конкретную кадровую задачу, они могут включать интервью, а также кейсы, разработанные под данный набор компетенций. Процедура может проходить в виде деловой игры.

Весь фокус заключается в том, что ни одна из процедур первичной или предварительной оценки, не дает нам достоверную информацию, и гарантированную возможность выявления талантливого сотрудника. Конечно, здесь не идет речь о таком методе как «headhunting», который как раз включает предварительный анализ работы успешных сотрудников в других компаниях и «переманивание» их к себе в организацию. Хотя данный метод в последнее время приобретает популярность, его с трудом можно назвать этичным. Все остальные методы оценки таланта работают лишь, при определенных условиях, а именно, по истечению определенного срока, при наличии осведомленности о сотруднике и при возможности получения обратной связи от сотрудника после выполнения им поставленных задач. Соответственно, можно сделать вывод, что когда к нам приходит новый сотрудник, выявить его талант сразу представляется крайне затруднительным. Но, поработав с сотрудником определенное время, оценка таланта упрощается в разы, так как мы видим результаты работы специалиста, а также, имеем возможность получить «круговую» оценку.

Из всего вышесказанного следует вывод, что талант нельзя оценить априори, а только апостериори, оценивая его результативность за прошедший период.


[1] Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

© 2006 Карина Хутаева,
Тренинговое Агентство "Мастер-Класс"
www.master-class.spb.ru

Лучшие тренинги


29-30 мая 

Эффективное руководство сотрудниками

29-30 мая 

Тренинг: PRO Активные продажи.

14-15 июня 

Управление конфликтами

20-22 июня 

КУРС ДЛЯ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА. МОДУЛЬ 5.

Тренинги

"Эффективный подбор персонала"
"Мотивация персонала"

Дополнительно

Книги о управлении персоналом
Анекдоты о персонале

Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение
Договор публичной оферты
Правила возврата денежных средств
QR-код безопасности

© 2002-2025 "Мастер-Класс"
При перепечатке и цитировании ссылка на источник обязательна