|
Что такое расстановки?Расстановки – это метод психологической работы, направленный главным образом на поиск решения в ситуации клиента. Это метод системной работы - человек, который обратился за помощью, в поиске решения рассматривается как представитель системы, в которую он включен (например, как представитель своей семейной системы), с учетом сложившихся в системе отношений. С этих позиций осуществляется работа по поиску разрешения назревших вопросов и противоречий клиента. |
Кому адресованы расстановки
Расстановки рекомендуются каждому, кто осознаёт свои личностные противоречия и готов к работе над их разрешением совместно со специалистом и другими участниками группы или только со специалистом.
Расстановка проводится, если есть
- человек, желающий с ее помощью решить свой вопрос (клиент);
- специалист, обладающий соответствующей теоретической и практической подготовкой, способный провести расстановку (расстановщик);
- другие люди, которые согласны участвовать в работе группы, разделяющие правило конфиденциальности (заместители).
Этапы работы
- Предварительная беседа, в ходе которой клиент рассказывает о своей ситуации, а расстановщик на основе специальных знаний определяет, будет ли целесообразным проведение расстановки в данном случае.
- Выбор заместителей и проведение расстановки.
Если принимается решение о целесообразности проведения расстановки, клиент, следуя объяснениям расстановщика, выбирает из участников группы заместителей на определенные роли (роли определяются в зависимости от запроса клиента) и расставляет их в пространстве зала. Считается (и в этом состоит феномен заместительского восприятия), что человек в этом случае способен воспринимать и особым образом транслировать чувства и переживания другого человека, на роль которого он «назначен».
Далее расстановщик, ориентируясь на реакции и высказывания заместителей, определяет причину затруднений в ситуации клиента. Иногда, если целью расстановки является именно определение причины затруднения, расстановка может на этом завершиться. Если же целью является поиск решения проблемы, то расстановщик может предложить заместителям сказать те или иные фразы, выполнить перемещения в пространстве зала, которые направлены на разрешение ситуации клиента.
- Завершение расстановки. Клиент может на словах поблагодарить заместителей за участие.
Кто может участвовать в качестве заместителя?
Любой заинтересованный человек, согласный с правилом конфиденциальности. Правило конфиденциальности в данном случае предполагает, что вся информация личного характера, которая может прозвучать при проведении расстановки, не разглашается и не обсуждается после завершения расстановки.
Какие вопросы можно решать с помощью расстановок?
- трудности в отношениях с родителями или с детьми;
- трудности в отношениях с партнером;
- затруднения в построении семьи или партнерских отношений;
- повторяющиеся события в жизни человека, или в истории нескольких поколений;
- ситуации, связанные с неприятными и непонятными для человека чувствами, для которых трудно найти объяснение;
- ситуации, на которые хочется взглянуть по-новому, найти ресурсы для дальнейших действий
- некоторые заболевания или зависимое поведение могут иметь системную причину; в этом случае расстановки не являются заменой обращения к специалистам.
Лучший способ узнать, что такое расстановки – принять участие в качестве заместителя.
Возможно ли проведение расстановок индивидуально?
Да, возможно. В этом случае в качестве заместителей используют предметы либо листы бумаги, и расстановщик поочередно выступает в роли каждого из заместителей.
Оплата
Участник, желающий решить свой вопрос методом расстановки, оплачивает стоимость расстановки. Другие участники группы присутствуют бесплатно. Любой участник может выступать в качестве заместителя, если не возражает против этого