+7 (812) 240-78-80
+7 (812) 611-11-06
+7 (495) 240-93-02
mail@master-class.spb.ru
СПб, ул. Восстания, д.1, оф. 43
Контакты
О нас Заявка Акции Контакты
Новости О нас Расписание Расписание вечер Тренинги Оценка персонала Online Стоимость Заявка Тренеры Консультации Мероприятия Наши клиенты Отзывы Статьи Книги Юмор Контакты Наши партнеры Наши рассылки Наши достижения

Лицензия №1110 выдана Комитетом
по образованию Правительства
Санкт-Петербурга от 08.08.2014

Флаг "Мастер-Класса" на вершине Эльбруса

Наши достижения...


Вакансии

Тренер, бизнес-консультант
Менеджер по работе с корпоративными клиентами

Контакты

Санкт-Петербург
ул. Восстания, 1/Т, пом. 43

+7 (812) 611-11-06,
+7 (812) 240-78-80

mail@master-class.spb.ru

Рассылки

Хотите получать интересные бизнес статьи, полезные материалы, новости о тренингах? Подпишитесь на наши рассылки!


Наши клиенты

Аэрофолот

Алроса

Меди

Газпромнефть

ОДК Климов

РЖД

Ростелеком

Сбер

Норникель

Авито

Смотреть еще...

Статья: Зачем менеджеру разбираться в финансах?

Двадцать  лет назад, когда я начинала работать главным бухгалтером, руководителей меньше всего интересовали финансовые отчеты. Из области финансов их волновали 2 вещи:  сколько налогов заплатит компания и можно ли их уменьшить.

Совсем другое дело сейчас. Руководители,  которых я консультирую,  стремятся  разобраться  в основах финансового учета и анализа, понимать и использовать  профессиональную финансовую терминологию не хуже финансиста,  учатся читать, анализировать и использовать информацию из финансовых отчетов, которые готовит бухгалтерия.

Какие же изменения  в деловом мире заставили менеджеров и руководителей узнавать как можно больше о финансах?

Последние несколько лет показали, что финансы и бухгалтерия влияют на многие компании такими путями, о которых раньше не думал никто, кроме бухгалтеров и финансистов. Громкие бухгалтерские скандалы  с компаниями Enron,   Parmalat и другими, показали, что финансовая некомпетентность  и  беззаботность могут свести на нет усилия тысяч добросовестных, работающих в полную силу сотрудников. Именно поэтому Советы директоров начинают вникать в отчеты, которые регулярно получали годами, настолько глубоко, насколько раньше и не предполагалось. Им требуется знание финансовой терминологии и правил бухгалтерского учета, которые прежде они принимали как данность. 

Менеджеры всех уровней начали понимать, что если они хотят сохранить рабочее место, не говоря о карьерном продвижении, они должны знать финансовые последствия любых своих действий.  С другой стороны,  они не должны опираться только на мнение бухгалтеров, потому что хороший бухгалтер оценивает действия со своей профессиональной позиции, которая сводится к тому, чтобы минимизировать риски для компании.    Руководители и менеджеры, умеющие ставить амбициозные цели, должны знать и  понимать границы правильного ведения финансов, чтобы не попасть впросак     из-за напористого стремления достичь  целей,  и в то же время не полагаться только на  мнение бухгалтерии.

Еще одна причина: для развития бизнеса необходим капитал, и каким бы ни был его источник – долг или увеличение акционерного капитала, руководители должны думать о том, как повлияет та или иная операция на финансовые показатели, на анализе которых инвесторы и банки принимают решение о финансировании.  А для этого они, по крайней мере, должны знать эти показатели и понимать правила их расчета.

С другой стороны, руководители должны всегда помнить,  что отчеты, которые они получают от бухгалтерии,  – это отражение реальности, а не сама реальность. При их подготовке  бухгалтерам, часто приходится принимать решение в условиях ограниченных данных. Иногда приходится потратить немало времени, чтобы принять решение о том, каким именно образом отразить в учете ту или иную позицию. Иногда приходится считать то, что совсем непросто измерить. И точность отчета во многом зависит от способности бухгалтеров и финансистов делать обоснованные предположения и давать приемлемые оценки. А ведь на основе отчетов руководители принимают те или иные управленческие решения! Именно поэтому руководителям важно знать источники возможной недостоверности цифр в отчете, понимать какие предположения и оценки использовались финансистами при подготовке отчета.

Сейчас мы говорили о финансовых отчетах, которые готовит бухгалтерия. А ведь помимо финансового учета (то есть учета  в основном для внешних пользователей), существуют и другой  учет – учет «исключительно для своих» – управленческий учет. Очень многие руководители малых и средних компаний часто ведут  такой учет самостоятельно. Во всяком случае, бухгалтерия, которая помимо финансового учета (раз) ведет налоговый учет (два), а иногда еще и готовит отчеты для иностранных инвесторов по международным стандартам (три)  - очень часто просто не обеспечена необходимыми ресурсами – и людьми, и программами, и иногда  и знаниями -  для того,  чтобы вести еще и управленческий учет. И тогда руководители, не сомневаясь, берутся за это сами. При этом часто я наблюдала такую картину – отчет о доходах и расходах частично сформирован по начислениям, а частично – по расходу и приходу денег. В одном месяце прибыль горой, в другом – убытки. В общем, путаница полная, с которой потом и просят помочь разобраться консультантов. Отсюда вывод – знание принципов формирования отчетов – будь то управленческие отчеты или финансовые – вещь для руководителя необходимая. Разобравшись один раз  -   суть будет понятна в любых отчетах и ситуациях.

Менеджерам рангом поменее, чем ТОПы, очень часто приходится сталкиваться с проблемой формирования  производственной программы или принимать решения о наиболее выгодных товарах  или рынках сбыта.  Без знаний управленческого учета, понимания того, какие факторы и каким образом влияют на цену продукции, очень сложно эффективно принимать управленческие решения. Для них я настоятельно рекомендую повысить свои знания в управленческом учете.  Маржинальный доход – сегодня это центральное понятие менеджмента. Он служит основанием для принятия многих управленческих решений:  Как сделать больше денег, делая меньше продукции? Получит ли компания прибыль или просто нарастит продажи, если примет специальный заказ? Что выгоднее: производить самостоятельно или купить?  Разбираться в таких вопросах  нужно и  возможно каждому хорошему управленцу, причем,  не озадачивая этим  бухгалтерию, а просто  используя  знания,  здравый смысл и некоторые  данные из учета. 

Другой финансовый вопрос,  которым озадачивается все большее количество менеджеров – это планирование деятельности своего отдела. Бюджетирование, планирование как инструмент экономического управления все шире применяется на наших предприятиях. Как часто я наблюдала растерянность и недоумение менеджеров –иногда они даже не представляют, с какой стороны следует подступить к этой  задаче!      С чего начинать – с расходов? с доходов?  А вообще-то мой отдел – это центр прибыли? или затрат? или маржинального дохода?

Повторю еще раз с полной уверенностью – разобраться в этих вопросах несложно. Для этого нужно – время,  хорошая программа обучения, наполненная типичными, стандартными кейсами и хороший практик-проводник,   говорящий на финансовом языке, но мыслящий скорее как линейный руководитель, чем как бухгалтер.  Именно на это вы можете рассчитывать, придя на курс «Финансы для нефинансовых менеджеров - I» или «Финансы для нефинансовых менеджеров - II» в нашу тренинговую компанию.

Автор: Наталия Шкурякова,  бизнес-тренер, профессиональный бухгалтер, сертифицированный финансовый менеджер - сертификат IPFM (Великобритания).

Лучшие тренинги


29-30 мая 

Эффективное руководство сотрудниками

29-30 мая 

Тренинг: PRO Активные продажи.

14-15 июня 

Управление конфликтами

20-22 июня 

КУРС ДЛЯ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА. МОДУЛЬ 5.

Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение
Договор публичной оферты
Правила возврата денежных средств
QR-код безопасности

© 2002-2025 "Мастер-Класс"
При перепечатке и цитировании ссылка на источник обязательна