Зачем нужно обучать линейных менеджеров?
Руководители отечественных компаний все еще верят, что бизнес делают деньги, не замечая очевидного — бизнес делают люди. Конечно, вкладывать средства в обучение всех сотрудников предприятия, может быть, и не нужно. Но есть категория работников, которых просто необходимо обучать: линейные менеджеры (начальники отделов, бюро, участков, направлений), непосредственно управляющие теми, кто производит товары/ оказывает услуги.
Помимо профессиональных знаний и навыков менеджеры среднего звена обязаны развивать управленческие компетенции, ведь они являются наставниками для своих подчиненных, ставят перед ними рабочие задачи и оценивают достигнутые результаты, организуют бизнес-процессы, отвечают за трудовую дисциплину, производительность труда и развитие подчиненных.
Большинство современных руководителей были назначены на ответственную должность по итогам отличной работы, проявленной на позиции специалиста. В совершенстве владея специальными знаниями и навыками, такие люди зачастую оказываются полностью некомпетентными в качестве управленцев. Им самим бывает трудно это понять, еще труднее — признать, что необходима помощь и поддержка со стороны специалистов по управлению персоналом.
Обучающие или развивающие мероприятия для менеджеров среднего звена в компании можно организовать «своими силами» или обратиться к внешним консультантам. Для того чтобы получить желаемый эффект, следует учитывать некоторые особенности обучения взрослых. Такие учащиеся:
- должны быть уверены в компетентности преподавателя;
- имеют опыт учебы в прошлом, и не всегда позитивный;
- как правило, связывают то чему их учат, с тем, что они уже знают, наличие жизненного опыта повышает обучаемость;
- с трудом меняют устоявшиеся привычки;
- хотят понимать практическую ценность того, чему их учат;
- имеют собственное мнение о том, чему и как их учат;
- принимают активное участие в учебном процессе;
- не всегда готовы взять на себя ответственность за обучение;
- могут болезненно реагировать на выявление пробелов в знаниях (особенно это характерно для руководителей).
Чему обучать линейных менеджеров? «Базовые навыки управления» — наиболее актуальная тема для большинства из них. Выстраивать план программы обучения и развития необходимо, отталкиваясь от основных управленческих функций. В соответствии с традиционной управленческой моделью руководитель должен уметь:
- определять и четко формулировать цели развития подразделения;
- планировать работу подразделения;
- ставить себе и подчиненным задачи по достижению намеченной цели;
- организовывать процесс работы;
- мотивировать подчиненных на работу с полной отдачей;
- контролировать выполнение работы;
- оценивать уровень исполнения.
Также в сферу его компетенций входят:
- кадровые вопросы;
- делегирование полномочий;
- организация коммуникаций (обмен информацией, обратная связь).
Перед тем как приступать к составлению программы обучения для линейных менеджеров, следует провести оценку уровня развития их управленческих компетенций.
Автор: Ламанова Елена