Финансы для Нефинансовых менеджеров
Около 30% крупных и средних компаний реального сектора российской экономики обращаются к финансовым консультантам как минимум раз в год. Что может предложить рынок финансового консалтинга бизнесменам?
Имидж решает все
По данным рейтингового агентства « Эксперт », самую большую долю рынка финансового консалтинга занимает общий аудит. Для части российских компаний ежегодный аудит обязателен по закону. Для других фирм это возможность застраховать себя от неприятных сюрпризов во время очередной налоговой проверки.
– Обращение к аудиторам напоминает плановый поход к врачу: вроде бы ничего не болит, но на всякий случай надо сдать анализы, – говорит Сергей Бегляров, председатель совета директоров строительной компании « Телеком ». – Я обращаюсь к аудиторам ради объективной оценки финансового состояния компании.
Стоимость аудиторских услуг напрямую зависит от репутации консалтинговой фирмы. Аудиторская проверка от компаний « большой четверки » – PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte, KPMG – стоит не меньше $30-50 тыс. Эти компании работают, как правило, с клиентами, чей оборот не меньше $1 млн.
Услуги крупных российских консалтинговых фирм для компании с оборотом меньше миллиона долларов в год и штатом 200-300 сотрудников будут стоить $20-40 тыс. В такие фирмы имеет смысл обращаться, когда требуется качественный анализ состояния компании. Имена этих аудиторских фирм хорошо известны на рынке и представлены в первой двадцатке рейтингов, а потому их заключения вполне можно показывать требовательным инвесторам или партнерам.
Те, кому аудиторское заключение нужно только для представления в налоговую инспекцию, могут обратиться в небольшую аудиторскую фирму. Если вы уверены, что бухгалтерия у вас в порядке, то лучше всего остановиться именно на этом варианте. Мелкая фирма или частный аудитор запросят за свои услуги $3-10 тыс.
Милый мой бухгалтер
Особая категория финансового консалтинга – бухгалтерский и налоговый учет, не менее востребованный, чем аудит. Кроме постановки бухгалтерского учета по российским стандартам нередко приходится обращаться за постановкой учета по международным стандартам – например, если вы затеяли совместный проект с зарубежными партнерами.
– Когда наша компания только создавалась, первой услугой, которую мы заказали « на стороне », была именно постановка бухгалтерского учета, – вспоминает Александр Косяк, генеральный директор московской фирмы « Гамма », производящей товары для художников. – Не хотелось с самого начала « напрашиваться » на штрафы. Я не ставлю под сомнение профессионализм нашего бухгалтера, но она с новыми счетами и проводками разбиралась бы гораздо дольше. А так нам за короткий срок сформировали весь пакет документов, объяснили, как проводить « первичку », где и каким образом фиксировать всю бухгалтерскую отчетность.
Расценки на разовые услуги консультантов по бухгалтерскому и налоговому учету достаточно демократичны. Так, можно найти консалтинговую фирму, у которой час работы бухгалтера не будет превышать 600 рублей. Впрочем, фирма, предлагающая такую « демпинговую » цену, скорее всего окажется начинающей, поэтому, обратившись к ней, с равными шансами можно получить совет как от профессиональных бухгалтеров, так и от студентов, оканчивающих экономический вуз. « Фирмы одного человека », гарантирующие качество и оперативность, могут « сдать в аренду » своего специалиста за $50-200 в час в зависимости от сложности работы. В крупных российских фирмах консультация специалиста оценивается из расчета $350-400 за час работы. За эти деньги консультанты выполнят достаточно масштабные работы по бухгалтерскому учету и разъяснят самые запутанные вопросы нашего и зарубежного законодательства.
– Обычно в этой сфере используется такой вид договорных отношений, как консультационное сопровождение, – рассказывает Игорь Кубышкин, директор по консалтингу компании IBS. – Компания-заказчик подписывает договор на абонентское обслуживание и получает право в любое время в течение срока действия абонемента звонить в консалтинговую фирму за получением квалифицированных консультаций.
У крупных российских консалтинговых фирм абонемент по бухгалтерскому и налоговому учету на три месяца можно приобрести за $2000-3000. По мнению руководителей компаний и бизнесменов, по качеству услуг они ничем не отличаются от компаний « большой четверки ». К ним стоит обращаться, если компания работает на динамично развивающемся рынке, часто меняет сферу деятельности, вводит новые виды услуг, работает на разных рынках, в том числе и за рубежом.
Вполне квалифицированную помощь можно получить и в так называемых « фирмах одного человека ». Стоимость абонемента на три месяца у них – $1000-1500. К ним лучше обращаться компаниям, которые не сталкиваются с международными стандартами бухучета и налогообложением в других странах. В « фирмах одного человека » чаще всего работают специалисты, досконально знающие все нюансы российского бухучета.
Начинающие фирмы сознательно занижают цены на свои услуги, рассчитывая привлечь клиентов. Однако специалисты советуют на соблазнительно низкие цены не « клевать », поскольку вполне может сложиться ситуация, что за абонентскую плату в $600 за три месяца консультант будет отвечать лишь на несложные вопросы или подсказывать номера нужных инструкций, но не сможет разобраться в действительно запутанном случае. Тогда компании придется « разориться » на дополнительную консультацию у более профессиональной компании. Чтобы застраховаться от подобных неприятностей, в каждом случае следует отдельно оговаривать количество выездов специалиста к заказчику (не менее одного раза в месяц) и количество часов, которые он должен тратить на общение с клиентом.
От консалтинга до аутсорсинга – один шаг
Большинство консалтинговых фирм оказывают также аутсорсинговые финансовые услуги. Наибольшее распространение получил бухгалтерский аутсорсинг.
– По нашим подсчетам, скрытым аутсорсингом пользуются более 50% средних компаний и 80% малых фирм, – рассказывает Дмитрий Лега, генеральный директор компании « СДВ-консалтинг ». – Найти хорошего бухгалтера – большая проблема для любой компании, к тому же услуги профессионала в сфере бухучета стоят от $1500 в месяц, а такие траты может позволить себе не каждая компания. Поэтому на рынке уже давно сложилась практика, когда один бухгалтер ведет сразу три-четыре фирмы. Это и есть « скрытый » аутсорсинг.
Если услуги специалиста-одиночки не удовлетворяют компанию, она может обратиться в фирму, которая специализируется на ведении бухучета на постоянной основе. Стоимость ведения бухгалтерского и налогового учета весьма привлекательна – от $400 в месяц. За такие деньги клиенту предложат набор услуг в виде ежеквартальной и годовой отчетности. К таким фирмам целесообразно обращаться, если в компании мало первичной документации, невелик штат сотрудников, а бухгалтерский и налоговый учет представлен стандартными операциями. Это гораздо дешевле, чем содержать штатных бухгалтеров. Кроме того, расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского учета включаются в себестоимость продукции предприятия, что снижает налогооблагаемую базу.
Нередко на аутсорсинг передается не вся бухгалтерия, а лишь часть бухгалтерских работ – например, учет имущества, сдача налоговых деклараций и расчетов по налогам в налоговые органы.
– У нас первичную документацию ведет штатный бухгалтер, а отчетность составляет бухгалтер из аудиторской фирмы, – говорит Елена Брилева, глава компьютерной компании IPC. – Это очень удобно: если раньше счета, приходные ордера и прочие документы выписывались с опозданием, то сейчас наша система бухучета работает как часы. Штатный бухгалтер передает первичные документы в аудиторскую фирму, а они готовят отчет.
Однако не всем и не всегда подходит подобная система взаимоотношений.
– Наша компания, к сожалению, не может заказать себе подобные услуги, – говорит Сергей Бегляров. – Мы делаем много ежедневных платежей за материалы и сторонние услуги, оформляем горы первичной документации, производим расчеты заработной платы и т. д. Считаю, что в компаниях, аналогичных нашей, заниматься как текущими операциями, так и отчетностью должны свои штатные сотрудники, которые в курсе дел и работают только на одну компанию.
Недавно на рынке финансового консалтинга появилась новая услуга – аутсорсинг заработной платы. Стоимость этой услуги зависит от количества сотрудников в фирме-заказчике, сложности системы начисления заработной платы и величины фонда оплаты труда. Так, если компания передает на аутсорсинг заработную плату 100 сотрудников в начинающую фирму или « фирму одного человека », то это обойдется ей в сумму от $1200 до $2000 в месяц. К этой группе консультантов целесообразно обращаться в том случае, если заработная плата стабильна, количество сотрудников давно не менялось и вся работа по кадрам вписывается в стандартные схемы отчетности.
В крупных консалтинговых фирмах аутсорсинг заработной платы стоит гораздо дороже. Здесь расценки на фирму в 50-100 человек могут достигать $4000-6000 в зависимости от сложности системы начисления заработной платы. Платить такие суммы только для того, чтобы разгрузить своих бухгалтеров, вряд ли имеет смысл. Поэтому при заключении контракта на аутсорсинг заработной платы с солидным консультантом основным мотивом чаще всего становится желание улучшить имидж собственной компании, продемонстрировав бизнес-сообществу, что компания проводит открытую честную финансовую политику.
Сколько стоит бизнес?
Чаще всего потребность в оценке бизнеса возникает у руководителей компаний при купле-продаже бизнеса или при моделировании разных сценариев развития компании. К примеру, компания « ДорИнжСтрой » не так давно заказала известной консалтинговой фирме оценку изменения стоимости бизнеса в зависимости от того, будет ли компания осуществлять экспансию в регионы или останется на московском рынке. Расчеты экспертов показали, что региональное развитие приведет к существенному росту стоимости бизнеса.
К оценке бизнеса прибегают и для того, чтобы оценить результаты деятельности наемного генерального директора.
– В контракте с менеджером одного из наших заказчиков было оговорено, что бонус менеджера зависит от стоимости бизнеса, – рассказывают эксперты из компании « Консалтинг – Центр “ШАГ” ». – Компания не была публичной, и оценить ее стоимость по цене акций было невозможно. Поэтому для получения объективной оценки в контракте указывалось, что стоимость бизнеса будет определять независимый оценщик, привлеченный со стороны.
Спросом пользуется и оценка недвижимости (земли, офисов, складов, производственных и жилых помещений и проч.), которую компании заказывают обычно при купле-продаже и аренде помещений. Результаты оценки могут быть использованы для аргументированного ведения переговоров и обоснования цены объекта, для снижения налогооблагаемой базы по налогу на имущество при выделении доли одного из собственников предприятия или, наоборот, при внесении вклада в уставный капитал, получении кредита под залог имущества и т. д.
Твердых расценок на услуги по оценке бизнеса нет – чтобы понять, насколько систематизированы бизнес-процессы в той или иной компании, консультант предварительно обязан ознакомиться с документацией фирмы. Если бизнес не отличается масштабностью, оценщику зачастую достаточно беглого знакомства с активами и финансовыми показателями компании, осмотра объекта и устной консультации. Руководителям таких компаний лучше обращаться в начинающие фирмы, услуги которых обойдутся в $300-500.
Если же объекты нуждаются в юридической экспертизе, оценке прав аренды, оборудования, рекомендациях по повышению стоимости, то оптимальный вариант – заказать оценку бизнеса более опытным « фирмам одного человека ». Цена вопроса в этом случае возрастает до $1,5-2 тыс.
Оценку крупных объектов (строительные компании, рестораны, заводы и фабрики) лучше заказывать у крупных российских или иностранных консалтинговых фирм. Конечно, это будет стоить дороже – от $3 тыс. до $10 тыс., но оценку серьезной фирмы потенциальные инвесторы воспримут гораздо более благосклонно. Известное имя компании-оценщика послужит гарантом того, что оцениваемый бизнес – действительно солидное предприятие. А у его владельцев есть средства, чтобы заказать эту дорогостоящую услугу.
Раз – копейка, два – копейка…
– На этапе становления нашей компании главной проблемой стало управление денежными средствами, – рассказывает Анна Попова, директор компании ЕМС, специализирующейся на организации праздников, банкетов, презентаций. – Когда фирма набрала обороты, у нас появилось много заказчиков, и в определенный момент бухгалтерия просто стала тонуть в ворохе бумаг. После двух просроченных платежей и нескольких достаточно ощутимых штрафов мы на очередном совещании решили обратиться к стороннему консультанту.
Результатом работы консультанта руководство компании осталось довольно – были разработаны схемы документооборота и графики платежей, новая финансовая политика фирмы. Дополнительным бонусом от консалтинговой фирмы стала возможность в течение полугода получать небольшие бесплатные консультации по финансовому планированию.
Постановка финансового планирования – это услуги по бюджетированию, управлению денежными средствами, диагностике состояния фирмы, оптимизации производственного и финансового циклов, управлению издержками, оптимизации структуры выпускаемой продукции. В эту же группу услуг входит и составление бизнес-планов.
– Бизнес-план для получения кредита мы заказывали в консалтинговой компании, – рассказывает Елена Брилева из IPC. – Во-первых, нам не хотелось отвлекать от работы штатных сотрудников, во-вторых, надо было получить грамотно составленный документ, который бы не вызвал у банка сомнений и дополнительных вопросов.
По данным компании « СДМ-консалтинг », стоимость рабочего дня квалифицированного консультанта по финансовому планированию не менее $350. Эта цена складывается из зарплаты консультанта (от $2000 в месяц), налогов и необходимой нормы прибыли. Если консалтинговая компания предлагает услуги по ценам ниже $350 в день, то есть повод усомниться в квалификации ее консультантов. Такие цены обычно устанавливают « фирмы одного человека ». К их услугам можно обращаться, если компания нуждается в финансовых консультациях по достаточно стандартным процедурам (например, управление денежными потоками или издержками) или, наоборот, в узкопрофильных консультациях. В этом случае консалтинговая « фирма одного человека » выступает в роли уникального специалиста, знающего особенности финансовой политики своих постоянных клиентов. Начинающие компании-консультанты предлагают более дешевые услуги. Но те, кто обращается к ним, рискуют нарваться на непрофессионалов.
Лана Самарина
материалы сайта www.emax.ru