Десять советов руководителю
Вы – руководитель, у Вас в подчинении находятся люди, на Вас лежит ответственность за результат их работы. Знакомо ли Вам чувство растерянности, сильной неудовлетворённости качеством работы Ваших сотрудников, причём, подоплёка этого явления Вам неизвестна? Загадочная фраза «что-то пошло не так…» - это всё, что Вы можете сказать о происходящем, однако, возможно, всё не так уж и плохо, стоит только немного поразмышлять.
Вы – руководитель, у Вас в подчинении находятся люди, на Вас лежит ответственность за результат их работы. Знакомо ли Вам чувство растерянности, сильной неудовлетворённости качеством работы Ваших сотрудников, причём, подоплёка этого явления Вам неизвестна? Загадочная фраза «что-то пошло не так…» - это всё, что Вы можете сказать о происходящем, однако, возможно, всё не так уж и плохо, стоит только немного поразмышлять.
В процессе руководства есть базовые вещи, обратив внимание на которые, Вы сможете добиться хороших результатов без каких-либо чрезмерных усилий или вложений. Итак, представляем Вашему вниманию - Десять советов руководителю.
Начнём с себя и поговорим об имидже руководителя. Можно иметь большой опыт профессиональной деятельности, высокую эрудицию и отличные деловые качества, но если Ваш облик не соответствует общепринятому образу руководителя, то, возможно, именно это негативно сказывается на Вашем авторитете и попросту расслабляет сотрудников. Если в Вашей компании принят некий дресс-код, то Вам, как руководителю, в первую очередь следует самому пунктуально соблюдать его. Если дресс-кода, как такового нет, то, тем не менее, Ваш внешний вид и манера общения должны настраивать подчинённых на деловой лад. Следует выглядеть чуть строже и богаче своих подчиненных, от этого зависит Ваш авторитет. Шорты и майку на работе может себе позволить только собственник компании.
Совет №1. Уделяйте внимание своему внешнему виду, особенно в начале карьеры руководителя.
Продолжим разговор о самосовершенствовании. Руководителю приходится работать с огромным количеством информации. Отсутствие привычки к систематизации и аккуратности в хранении информации (как в бумажном, так и в электронном виде) может подвести Вас. Постоянно улучшайте свои навыки слепой печати, скорочтения, работы с базами данных, визуализации данных, анализа, интернет-серфинга. Таким образом, Вы сможете обрабатывать больше данных и, следовательно, принимать более обдуманные решения.
Совет №2. Учитесь работать с информацией. Информация – это основа власти. Кто владеет информацией, тот владеет миром.
Часто ли Вы берёте на себя работу, которую могут и даже обязаны выполнять Ваши сотрудники? Потому что «быстрее сделать самому, чем объяснить», потому что «проще сделать самому, чем проверить», потому что «всё равно за ним придётся переделывать», потому что «это очень важно», потому что «он не успеет» и множество других объяснений «потому что…». Грамотно делегировать полномочия нужному сотруднику в нужный момент не так уж и просто, но придётся этому научиться, если Вы не хотите ночевать на работе.
Совет №3. Время – деньги! Вывод прост, чтобы делать больше за ограниченное время, делегируйте задачи и распределяй работу между сотрудниками.
В дополнение к предыдущему совету – руководитель должен уметь быстро распознавать и пресекать манипуляции своих подчинённых. Зачастую сотрудники ловко перекладывают на Вас свою работу под предлогами «Я не знаю, как это делать», «У меня не получается…», «Я боюсь ответственности». Не пожалейте времени и сил на их обучение и в итоге окажетесь в выигрыше.
Совет №4. «Лучше полдня потерять, а потом за пять минут долететь!» Разумнее один раз потратить время и силы, чтобы обучить сотрудника, чем постоянно выполнять его работу.
Случается так, что в череде организационных решений по каким-то причинам теряется сама суть деятельности сотрудников. Руководитель, помни! Ты организуешь процесс для клиента. Все организационные вопросы должны быть направлены на клиента.
Совет №5. Самый важный начальник — это клиент. Кто приносит деньги, тот вправе принимать решения.
Каким бы строгим боссом Вы ни были, никогда не стоит забывать, что Вы работаете с живыми людьми, которых мотивируют отнюдь не только трудовой договор и ежемесячная сумма на счёте. Даже если Вам кажется, что зарплата Ваших сотрудников более чем достойна, социальный пакет полон, а штрафные санкции справедливы, не забывайте просто благодарить их за работу. Если они просто хорошо сделали свое дело - скажите им «спасибо!».
Совет №6. Благодарите сотрудников за сделанную работу. Ваша благодарность не стоит Вам денег, но увеличивает Ваш авторитет.
И ещё немного о свойствах человеческой натуры. Большинство людей устроено так, что даже те, кто не грезит о карьере руководителя, тем не менее, хотят видеть, что от них зависит нечто важное. Поощряйте инициативу сотрудников, сначала в малом, а затем все более. Начинайте с элементов корпоративной культуры, затем давайте возможность сотрудникам участвовать в решении организационных вопросов и целеполагании компании. Рядовой сотрудник, который с гордостью произносит «моя компания…», будет работать столь же добросовестно, как если бы он был её собственником.
Совет №7. Поощряйте самоорганизацию сотрудников. Выгоды очевидны: время, мотивация, контроль.
Вы уверены в том, что хорошо знаете, чем живёт вверенный Вам трудовой коллектив? Какие тревоги или слухи его будоражат, чего ждут от руководства сотрудники? Проводите общие собрания, периодичность выбирайте сами, но встречи коллектива следует делать регулярно, минимум раз в месяц. Дайте высказаться сотрудникам о волнующих их вопросах. Предоставьте компетентные ответы, дайте возможность предложить свои идеи по рационализации работы. Ограничение: следите за временем, продолжительность не более 45 минут.
Совет №8. Проводите организационные собрания, собирайте ожидания и предложения у коллектива, отвечайте на волнующие людей вопросы.
Хороший профессионал – это далеко не всё, что нужно, чтобы быть полноценным членом команды. Если Ваша команда состоит из тех на кого можно положиться - Вы готовы к любым кризисам. Но сотрудник с прекрасным резюме, играющий против Вас, разрушит Вам всю команду. Служба безопасности может сломать голову над тем, как сохранить секреты Вашей компании, но Вы всё равно проиграете, если в команде предатель.
Совет №9. Работайте с теми, кому доверяете . Расставайтесь с ненадежными и ищите тех, кому сможете доверять.
По большому счёту надо признать, что каждый руководитель заслуживает подчиненных, которые у него есть! Все дело в установке и если Вы считаете, что у Вас в Команде работают неудачники и бездельники, то именно так и случится. Даже если их всех уволить и набрать новых, дела не пойдут на поправку. Пока Вы сами не принесёте в офис позитив, веру в успех, доброе слово и энергичность, сложно будет ожидать этого от Ваших сотрудников.
Совет №10. Смените свою установку на следующую: «За каждым поступком, есть позитивное намерение»
Если у Вас не всегда будет получаться следовать этим советам, если у Вас остались вопросы и серьёзные затруднения в работе с подчинёнными или Вы просто хотите развить свой потенциал как руководителя - приглашаем на наши тренинги "Навыки руководства", "Современные технологии наставничества", "Проведение собраний и совещаний", Николай Смирнов, сертифицированный бизнес-тренер (IIMD,) сертифицированный коуч (ICF)М. Степанова, методист ТА «Мастер-класс»