Антикризисное управление. Взгляд с точки зрения стратегии.
Побеждает тот, кто не допускает возникновения ситуации, в которой он может проиграть.
Дао.
Антикризисное управление - это процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях, или в ситуациях кризиса.
Антикризисное управление направлено на адаптацию деятельности организации к постоянно меняющимся условиям внешней среды и на извлечение выгод из новых возможностей. Цель антикризисного управления — отказаться от неперспективных направлений деятельности и определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание.
Долгосрочное планирование и антикризисное управление
Следует различать антикризисное и долгосрочное управление. Долгосрочное управление основывается на предположении, что современные тенденции развития окружающей деловой среды можно экстраполировать и на будущее. В этом случае представляется несложным определить основные параметры долгосрочного плана, выполнить прежде всего бюджетирование и рассчитать другие, базирующиеся на бюджете, разделы долгосрочного плана. Сформированный таким образом долгосрочный план возможно разбить на более короткие промежутки времени: год, квартал, месяц. Однако исходная предпосылка о неизменности тенденции развития деловой окружающей среды была справедлива для эпохи массового производства и сбыта.
В современных условиях, характеризующихся быстрыми, зачастую непредсказуемыми изменениями среды, более приемлема идеология антикризисного управления, которая основана на предположении о невозможности с достаточной степенью точности предсказать долгосрочные тенденции. Именно турбулентность, нестабильность и, соответственно, непредсказуемость факторов среды привели к появлению антикризисного управления как инструмента формирования долгосрочных конкурентных преимуществ.
Сравнительные характеристики долгосрочного и антикризисного управления приведены ниже:
Характеристика |
Долгосрочное |
Антикризисное |
Цель |
Рассчитать результаты деятельности на долгосрочный период и определить ресурсы |
Обеспечить долговременные конкурентные преимущества компании |
Главная задача |
Максимизировать прибыль |
Компенсация слабых сторон и использование сильных сторон, а так же возможностей во внешней среде. |
Способ достижения |
Оптимальное использование ресурсов |
Установление соответствия с неопределенной средой |
Отношение к среде |
Параметры среды – исходные данные для расчетов эффективности. |
Важнейший фактор для выбора стратегии управления |
Критерии краткосрочной среды |
Рентабельность |
Устойчивость к изменениям |
Отношение у персоналу |
Один из ресурсов компании |
Важнейший и определяющий ресурс |
Зачем нужно антикризисное управление?
Экономическая ситуация изменяется с большой скоростью. Если строить деятельность предприятия только на основе оперативного или даже долгосрочного планирования, высок риск оказаться в ситуации, когда предприятие, реагируя на мелкие ежедневные проблемы, .не заметит приближения серьезных неприятностей глобального характера. Тогда ему придется наверстывать упущенное или преодолевать внезапно возникшие проблемы, которые никто заранее не предвидел, ценой гораздо более высоких усилий и издержек. Для того, чтобы не оказаться в таком положении, необходимо, чтобы кто-то на предприятии отслеживал тенденции развития деловой среды, в которой работает предприятие, и степень соответствия внутренних ресурсов предприятия изменениям требований этой среды. Эта работа не связана с повседневной рутиной и необходимость ее выполнения не всегда очевидна. Для того, чтобы эта работа выполнялась, необходимо, чтобы руководители предприятия понимали ее значимость и сами занимались ею на своем уровне - уровне принятия стратегических решений, т.е. осуществляли стратегическое планирование деятельности предприятия и исходя из этого антикризисное управление.
С чего начать антикризисное управление?
Анализ стратегической позиции предполагает выделение, анализ и оценку стратегических зон хозяйствования (СЗХ), перспектив их развития. Под СЗХ понимается определенная конкретная сфера деятельности компании, определяемая потребностями рынка, технологией, типом клиента и географическим районом.
Стратегии антикризисного управления:
1. Сохранение и упрочнение позиции на рынке путем:
- инвестирования для обеспечения роста с максимально возможной скоростью;
- концентрации усилий по поддержанию сильных сторон бизнеса.
2. Инвестирование в борьбу за лидерство; выборочное инвестирование в сильные стороны деятельности; укрепление наиболее уязвимых сторон деятельности.
3. Обеспечение выборочного роста путем:
- специализации на основе сильных сторон деятельности;
- поиска путей преодоления слабых сторон деятельности;
- ухода с рынка, если отсутствуют признаки приемлемого роста объема продаж.
4. Крупное инвестирование в наиболее привлекательные рыночные сегменты; поддержание способности противодействовать конкурентам; обеспечение высокой прибыльности путем повышения производительности.
5. Защита существующих программ рыночной деятельности; концентрация инвестиций в сегменты, где прибыльность является высокой и риск относительно низким.
6. Ограниченное расширение деятельности, или «сбор урожая» обеспечивается за счет поиска путей расширения деятельности, не связанной с высоким риском, при этом следует минимизировать инвестиции и рационализировать все производственно-сбытовые операции.
7. Сохранение позиции и перефокусировка деятельности путем:
- перенесения акцента на зарабатывание текущих денег;
- концентрации на привлекательных сегментах;
- защиты сильных сторон деятельности.
8. Главный акцент на зарабатывание денег путем:
- защиты позиций на наиболее прибыльных сегментах;
- модернизации продуктовой линии;
- минимизации инвестиций.
9. Уход с рынка. При этом необходимо:
- вовремя распродать товары по выгодной цене;
- резко снизить постоянные издержки, избегая при этом инвестирования.
Татьяна Коробенко, бизнес-тренер, директор по развитию Тренингового Агентства "Мастер-Класс"
Статья опубликована в журнале "Business Woman" (№ 34, октябрь, 2008 год)