Тренинг для бизнес - тренеров: чему учить?
Репертуар программ "Тренинг для тренеров" представлен на современном российском рынке достаточно широко. Однако в большинстве предлагаемых программ, можно обнаружить только две прикладные цели подготовки тренеров. В качестве первой цели назовем обучение различным методам интересного "проведения времени" с группой участников (все методы, нередко сводятся к разнообразным играм). Вторая цель - научить тренеров работать со "сложными участниками и заказчиками" или методам преодоления групповой динамики.
Таким образом, технология тренинга сводится к демонстрации разнообразных методов и приемов. В то же время, специфике разработки и проведения бизнес-тренингов не уделяется никакого внимания. Такие темы, как исследование потребностей клиентов, разработка программ под нужды заказчика, подбор и разработка упражнений именно для этой конкретной компании, редко затрагиваются в тренингах для тренеров.
Несмотря на технологическую сложность, тренинг - это всего лишь форма передачи и освоения знаний и навыков. Тренинг для тренеров, как правило, решает вопросы "упаковки" и методического обеспечения уже имеющихся знаний, опыта, представлений участников. Специалистам хорошо известно, что при отсутствии опыта продаж, очень трудно проводить тренинг по продажам. Необходимость наличия собственного опыта и знаний применима к любой другой сфере деятельности: от управления до уборки офиса. Поэтому очень важно, чтобы участники приходили на тренинг для тренеров со своим содержанием, своими представлениями, своим опытом.
И, наконец, определив "кому и зачем это нужно", можно переходить к основной теме статьи: чему имеет смыл обучать специалистов в рамках программ "тренинг для тренеров". Обязательным компонентом тренинга для тренеров также является обучение методам диагностики для проведения тренинга. Методы должны быть просты, применимы, адекватны задачам тренинга и давать представления о принципах работы с клиентом в рамках бизнес-процесса.
Наконец, к обязательному элементу обучения отнесем определение критериев эффективности тренинга. Участники должны не только научиться планировать и проводить тренинг, но и реалистично оценивать полученные результаты. Поэтому анализ эффективности тренинга является неотъемлемой частью любой программы "тренинг для тренеров".
Как видим, эффективность тренинга для тренеров зависит не от разнообразия методов, а от правильного ответа на три очень простых вопроса: зачем учиться, кому учиться и чему учиться? А основная задача тренинга для тренеров: научить участников отвечать на эти вопросы самостоятельно, каждый раз, когда они планируют новый тренинг!
© 2006 Татьяна Коробенко
www.master-class.spb.ru
При перепечатке ссылка обязательна