Преодолеть терминологический беспредел. Как договориться об определениях профессий в сфере T&D?
– Есть ли у вас план, мистер Фикс?
– Разумеется, у меня есть план!
Стремительное развитие сферы T&D в отечественном бизнесе повлекло за собой большую терминологическую путаницу. Только вроде разобрались с бизнес-тренерами – появились коучи. Вспомнили про наставников, но они «зазвучали» по-новому. Не исключено, что скоро появятся абсолютно новые профессии для обучения и развития сотрудников и руководителей. В итоге на разных языках говорят клиент и провайдер обучения, руководитель и подчинённый, менеджер по персоналу и соискатель.
А после услышанной фразы «Так у них там все супервайзеры называются тренерами, а наставники – коучами» появилось устойчивое желание провести инвентаризацию профессий, так или иначе связанных с обучением и развитием сотрудников. Однако, просматривая определения этих понятий, приходишь к выводу, что вроде и то верное и это неплохое. Поэтому появилось предложение даже не пытаться давать явные, синонимичные определения T&D-профессий через местоимение «это», а разработать план неявного определения, т.е. определения через набор функций и свойств понятия.
Кого же будем разбирать по плану? Рассмотрим бизнес-тренеров (куда же без них) и консультантов, очень популярных сейчас коучей и загадочных менторов, хорошо известных ещё со времён плановой экономики наставников и инструкторов. За компанию разберём преподавателей и тьюторов, а также добавим руководителей и супервайзеров, которые непосредственно специалистами T&D не являются, но зачастую активно обучают и развивают персонал.
Возьмём за основу следующий план определения профессии:
- кто этот специалист с точки зрения профессионального опыта и образования?
- с кем он работает, кто его клиент (или внутренний клиент)?
- характеристика места взаимодействия;
- характер взаимодействия с клиентом (внутренним клиентом);
- продолжительность взаимодействия;
- форма работы – индивидуальная, групповая или их сочетание;
- он внешний или внутренний сотрудник для организации?
- непосредственное участие в профессиональной деятельности клиента (внутреннего клиента);
- доля T&D в профессиональной деятельности;
- пересечения с другими T&D-специальностями, другие заметки.
Ну что – поехали? Дальше должна быть необъятная таблица, но она нечитабельна с экрана и поэтому мы просто развернём её в текст.
Бизнес-тренер
- имеет опыт работы в сферах бизнеса, соответствующих темам тренингов (не менее 3-х лет); имеет высшее образование и дополнительное образование, связанное с тренерской профессией;
- работает с руководителями всех уровней и сотрудниками;
- взаимодействие происходит преимущественно в тренинг-зале; для тренингов командообразования, лидерства и т.п. возможен спортивный зал или площадка на природе;
- действует как фасилитатор, процедурный лидер, в меньшей степени как лектор;
- взаимодействие происходит в течение тренинга, чаще всего это 1 или 2 тренинг-дня по 8 часов; бывают вечерние тренинг-сессии;
- работает с группой (в идеале 7-15 человек);
- может быть как внешним, так и внутренним сотрудником для организации;
- в профессиональной деятельности клиента не участвует;
- доля T&D у внутреннего тренера – 100%, у внешнего – по-разному;
- опытные бизнес-тренеры часто становятся консультантами и коучами.
Консультант
- имеет большой опыт работы и заметные результаты в бизнесе, соответствующем теме консультирования; часто имеет дополнительное образование, связанное с консультированием;
- работает с руководителями всех уровней и сотрудниками, но чаще с руководителями;
- взаимодействие происходит в кабинете;
- консультирует, даёт рекомендации, советы по бизнес-процессам в рамках своей высокой квалификации;
- взаимодействие в ходе консультации – от одного до нескольких часов; возможна серия консультаций, растянутых во времени;
- работает, как правило, индивидуально, но возможен формат групповых консультаций;
- для организации это внешний сотрудник;
- в профессиональной деятельности клиента консультант не участвует;
- доля T&D в профессиональной деятельности консультанта может быть разной; как правило, у него есть свой бизнес, руководящая работа или работа по специальности;
- в качестве консультанта может выступать не только профессиональный консультант, но и просто редкий в своей области специалист высокого уровня.
Коуч
- имеет опыт работы в бизнесе; имеет дополнительное образование, связанное с коучингом; желательно психологическое образование;
- работает с руководителями или сотрудниками, которые хотят раскрыть свой потенциал;
- взаимодействие происходит в кабинете;
- коуч сопровождает специалиста в его развитии (не даёт конкретных рекомендаций и рецептов, но помогает осознать свои цели, мобилизировать ресурсы, выстроить планы, перейти к действию);
- взаимодействие происходит в течение серии небольших встреч, растянутых во времени;
- традиционно коуч работает индивидуально, но возможен формат группового коучинга;
- для организации, как правило, это внешний сотрудник, особенно, если речь идёт о руководителях; но коуч может быть и внутренним сотрудником, если работает с рядовыми сотрудниками;
- в профессиональной деятельности клиента коуч не участвует;
- доля T&D в профессиональной деятельности коуча может быть разной; традиционно она достаточно большая;
- коуча можно перепутать с ментором или консультантом, но, в отличие от них, коуч не даёт конкретных рекомендаций.
Ментор
- имеет большой опыт работы и выдающиеся результаты в сфере бизнеса;
- работает со стартапами, или собственниками компаний в период глобальных перемен;
- взаимодействие с ментором происходит в кабинете;
- ментор передаёт опыт, делится видением перспектив и рисков организации, её миссии; помогает разработать стратегические решения;
- взаимодействие происходит по необходимости, до достижения организацией поставленных целей;
- ментор работает индивидуально;
- для организации это обычно внешний или «приходящий» сотрудник;
- ментор может быть в Совете директоров, иметь небольшую долю в бизнесе клиента;
- менторство не является основной профессией, у ментора есть свой успешный бизнес или топовая руководящая должность;
- в деятельности ментора могут присутствовать элементы и коучинга, и консультирования и наставничества; но больше всего он похож на играющего тренера (в данном случае понятие «тренер» из спорта).
Наставник
- имеет опыт работы и хорошие устойчивые результаты по направлению наставничества;
- работает с рядовыми сотрудниками, преимущественно с новичками;
- взаимодействие происходит большей частью в «полевых условиях», на рабочем месте наставляемого;
- наставник передаёт опыт, технологии, конкретные решения;
- взаимодействие происходит до момента окончательного вступления наставляемого в должность или до достижения им определённых результатов;
- настаник работает большей частью индивидуально, возможны групповые занятия с целями ввести в курс дела, подвести итоги;
- для организации это внутренний сотрудник;
- в профессиональной деятельности наставляемого наставник участвует;
- доля T&D в профессиональной деятельности - как правило, не 100%;
- наставник похож на инструктора, но передача опыта происходит в течение более продолжительного времени и носит более личностный характер.
Инструктор
- досконально знает какой-либо процесс или механизм; зачастую должен иметь соответствующие «корочки»;
- инструктор работает с рядовыми сотрудниками, чаще с новичками;
- взаимодействие происходит чаще в «полевых условиях», теоретическая часть может даваться в аудитории;
- инструктор обучает конкретной деятельности или управлению механизмами, передаёт технологии, инструктирует;
- взаимодействие с инструктором, как правило, не долгое, в течение инструктажа;
- работает индивидуально или с группой;
- для организации инструктор может быть и внутренним и внешним сотрудником;
- непосредственно в профессиональной деятельности инструктируемых не участвует;
- доля T&D в профессиональной деятельности – может быть 100%;
- инструктор похож на наставника, но взаимодействие более краткосрочное и формальное.
Преподаватель
- как правило, имеет педагогическое образование или научную степень;
- преподаватель работает с учащимися (слушателями, курсантами) в рамках учебного процесса;
- взаимодействие происходит в аудитории, классе;
- обучает теоретическим основам и проводит аудиторную практику (расчёты, чертежи, разработка документов);
- продолжительность взаимодействия определяется программой обучения;
- преподаватель работает с группой;
- для организации это, как правило, внешний сотрудник; но может быть и внутренним, если на предприятии имеется учебный центр;
- в профессиональной деятельности учащихся преподаватель не участвует;
- доля T&D в профессиональной деятельности - 100% или около того;
- преподавателя нельзя путать с бизнес-тренером, т.к. совершенно разные подходы в организации обучения.
Тьютор
- имеет педагогическое или незаконченное педагогическое образование;
- тьютор работает с учащимися (слушателями, курсантами) в рамках учебного процесса;
- взаимодействие происходит в кабинете;
- продолжительность взаимодействия определяется длительностью всей образовательной программы (совокупностью программ обучения по разным предметам);
- тьютор оказывает помощь и поддержку в построении и освоении индивидуального образовательного маршрута, даёт рекомендации, советы;
- работает большей частью индивидуально, возможны групповые занятия с целями ввести в курс дела, подвести итоги;
- для организации, как правило, это внешний сотрудник; внутренним может быть в учебных, научных, исследовательских организациях;
- в профессиональной деятельности учащихся тоютор не участвует;
- доля T&D в профессиональной деятельности 100% или около того;
- роль тьютора часто выполняют куратор группы, методист, руководитель выпускной работы.
Руководитель
- имеет большой успешный профессиональный опыт в своей сфере, лидер;
- руководитель работает с непосредственными подчинёнными;
- взаимодействие происходит в кабинете или в «полевых условиях»;
- вводит в должность, проводит ситуационное обучение, направляющие беседы;
- продолжительность взаимодействия, как правило, в течение всего срока совместной работы;
- руководитель работает индивидуально и с группой;
- для организации это внутренний сотрудник;
- организует профессиональную деятельность сотрудников;
- доля T&D в профессиональной деятельности небольшая, в основном занят управленческим циклом;
- иногда руководитель является наставником для своих подчинённых и эти понятия часто стоят в синонимичном ряду; но, по большому счёту, наставничество не является его прямой профессиональной обязанностью.
Супервайзер
(руководитель среднего звена, не принимает стратегических решений, работает в рамках отлаженного бизнес-процесса)
- имеет определённый успешный профессиональный опыт в своей сфере, лидер;
- супервайзер работает с непосредственными подчинёнными;
- взаимодействие происходит в кабинете или «полевых условиях»;
- вводит в должность, обучает профессиональным навыкам;
- продолжительность обучения – до достижения сотрудником определённых результатов;
- супервайзер работает индивидуально и с группой;
- для организации это внутренний сотрудник;
- супервайзер организует профессиональную деятельность сотрудников;
- доля T&D в профессиональной деятельности существенная;
- супервайзер по сути – это наставник-руководитель.
Ни в коей мере не претендуя в данных описаниях профессий на истину в последней инстанции, предлагаем использовать предложенный план, как инструмент для неявного определения Т&D-специалистов, которые в той или иной мере присутствуют в ваших организациях.
Следите за нашим расписанием!
Мария Степанова,
методист ТА «Мастер-класс»