Образование будущего
Не так давно, с появлением компьютерных игр появилась проблема, так называемой "компьютерной зависимости". Виртуальная реальность становится настолько актуальной, что удовлетворение витальных потребностей отходит на второй план. В этой связи, возникает вопрос, а почему бы ни обратить "врага" в "помощника"? На сегодняшний день уже существуют программные продукты, ставящие своей целью приобретение полезных навыков, но они не носят массового и системного характера. Также, имеют место ряд тренажеров, обеспечивающих анализ правильных и неправильных решений и дающих подкрепление, в случае правильного функционирования. Так, например, "БОС" - биологически обратная связь, широко используемая для коррекции различных патологий у детей, построена по этому принципу. Когда ребенок начинает правильно дышать или сидеть, тренажер выдает ему положительные результаты в виде интерактивной игры, в которой правильное функционирование подкрепляется успехом и продвижением вымышленного виртуального героя.
В этом случае, несложно предположить, что возможно создание любых обучающих тренажеров как для детей, так и для взрослых. Почему бы ни сделать таким обучение математикой, русскому языку, физике, химии, черчению, биологии, музыке, пению, этикету и другим общеобразовательным предметам. А что мешает создавать игровые программные продукты для взрослых, направленные на тренировку бизнес навыков? Такие тренажеры можно сделать игровыми, но в основу моделей заложить подкрепление правильных ответов и нужных реакций. Так, например, возможно анализировать не только правильные или неправильные ответы, правильность осанки и дыхания, но также измерение таких физиологических показателей, как общее истощение и переутомление, а соответственно и определять наиболее оптимальное время для обучения. При этом, могут быть представлены визуальные, кинестетические и аудиальные стимулы, вовлекая, таким образом, все каналы восприятия обучающегося.
Оценка результатов обучения станет более комплексной и объективной, исключающей личностные предпочтения преподавателей по отношению к учащимся или экспертов по отношению к оцениваемым сотрудникам компании. Такой тренажер может стать и учителем, и врачом, который регистрирует все психоэмоциональные и физиологические изменения. А результаты будет гораздо удобнее обрабатывать не только в текущем обучении, но и на экзаменах. Время, которое будет тратиться на обучение через игру, сократится в разы!
Обратите внимание, что 5-10 учителей заменит один тренажер с несколькими приставками по количеству обучаемых на данный момент. При этом, если говорить о школьниках, в одном программном продукте могут быть задействованы все школьные предметы данного класса, и без комплексного знания, ученик не сможет продвинуться дальше в виртуальной, захватывающей дух, игровой реальности. Появится мотивация детей к обучению, желание быть успешным в виртуальной реальности приведет к более эффективному обучению полезным знаниям и навыкам. В этой связи открываются и бескрайние перспективы для любого дистанционного обучения. Решается вопрос обучения детей с ограниченными возможностями, а также детей дистанционно удаленных от школы по разным причинам. Если эту модель транслировать на создание тренажеров для взрослых, то для каждой отдельной профессии, будут разработаны системы, обучающие профессиональным навыкам и способствующие приобретению нужных компетенций. А также проводить обучение и сдачу тестов в период испытательного срока в компании дистанционно.
Тему обучения через игру можно развивать дальше, но в данной статье хотелось бы подчеркнуть принципиально важную роль разработок по созданию искусственного интеллекта в системе современного образования и внедрение новых технологий в масштабах страны.