Новые формы корпоративного обучения персонала
Так уж повелось, что педагогика - одна из самых традиционных наук. Ввиду длительного срока реализации полученных знаний в практику, процесс интеграции изменений в образовании традиционно очень длительный. Любые новые методы обучения зачастую критично рассматриваются всеми заинтересованными лицами. Ученики хотят получить образование с гарантированным трудоустройством, преподаватели привыкают вести обучение проверенными методиками, администрация образовательных учреждений опасается за возврат инвестиций, затраченных на внедрение инноваций.
Видеть и делать новое — очень большое удовольствие.
Вольтер
Тем не менее, инновационные подходы к обучению все-таки проникают в нашу жизнь. В таблице ниже представлены данные , полученные по результатам опроса ASTD (Американское сообщество по тренингам и развитию) за 2007 год. Данные наглядно демонстрируют методы обучения, используемые в Корпоративных Университетах крупных компаний (около 400 компаний в США).
Расшифруем. На начало 2007 года всего 65% компаний прибегают к обучению с инструктором (classroom), 20% используют дистанционные программы обучения ( e - learning ), и оставшиеся 15% - являются сторонниками других способов обучения. При этом альтернативные направления обучения стремительно развиваются. С 2005 года их количество выросло с 5% до 15% от общего количества учебных программ. Именно такие формы обучения в настоящий момент можно назвать наиболее инновационными и передовыми.
Вы - руководитель компании и хотите понять, чем отличаются три этих типа обучения, чтобы повысить квалификацию своих сотрудников? Или же Вы – сотрудник, регулярно «забрасываемый» на обучение и хотите определить наиболее оптимальную для Вас форму? Тогда вам в помощь – эта статья. Вы узнаете разницу между традиционными и инновационными формами обучения, изучите, что такое подкастинг, и какие приёмы чаще других используются в современном корпоративном образовании.
1. Обучение с инструктором . Это - наиболее традиционная форма обучения. Эффективна ввиду прямой передачи информации, в ходе которой практически не возникает искажений. Включает в себя различные формы обучения, такие как:
- Лекция – проходит по хорошо знакомой всем схеме: инструктор рассказывает, аудитория слушает.
- Семинар – в отличие от лекции на семинаре проходит диалог с аудиторией, инструктор рассказывает и использует интерактивный формат общения с аудиторией.
- Тренинг – инструктор выступает в роли организатора процесса обучения, которое направлено на получение личного опыта студентами. «Обучаемые» получают необходимые навыки, участвуя в заданиях и упражнениях, предложенных инструктором.
- Коучинг – индивидуальное обучение, инструктор опосредованно участвует в обучении через раскрытие потенциала студента.
- Наставничество – индивидуальное обучение, осуществляется через передачу собственного опыта. Инструктор выступает в качестве «эталона», предоставляя идеальную модель поведения для учеников в определенных ситуацих.
- Интерактивные игры (деловые, ролевые и пр.) – инструктор выступает организатором процесса обучения. Обучение проходит через моделирование ситуаций, наглядных случаев из жизни, в которых требуется применить определенные знания и навыки.
- Командный коучинг - инструктор берет на себя направляющую и поддерживающую роли для управления процессом принятия и поиска новых решений.
2. Дистанционное обучение - это формат, в котором инструктор не взаимодействует со студентом напрямую, а использует другие способы передачи информации. Преимущества этой формы – возможность обучаться на большом территориальном удалении от инструктора, в удобное студенту время. В настоящий момент дистанционное обучение активно развивается и охватывает все больший процент учебных программ.
- Самообучение на основе рассылки материалов почтой - один из первых способов дистанционного обучения. Существует с момента создания почтовых рассылок, в настоящий момент используется с применением электронных средств связи. Инструктор отправляет задания для самостоятельной подготовки, а затем проводит проверку знаний. Наиболее эффективно при очном контроле знаний.
- Интерактивные учебные курсы – современный способ дистанционного обучения с использованием всех возможностей ПК. Учебный курс создается на платформе специализированного ПО ( SCORM и пр.), в программу обучения встроены тесты и задания. В интерактивных учебных курсах используются аудио и видео фрагменты, 3 D моделирование и виртуальные путешествия. Плюсы такого метода обучения – интерактив, возможность пройти курс в удобное им время.
- Конкурсы и развивающие игры – также довольно старый метод дистанционного обучения, существующий с момента создания радио- и телевещания. Участникам предлагается принять участие в конкурсе и решить задачу. Инструктор выступает в роли организатора процесса рассылки заданий и сбора ответов.
- Вебинары – групповое обучение, в котором студенты участвуют в семинаре, организованном через средства дистанционной коммуникации. Инструктор проводит обучение с использованием специализированной электронной площадки, позволяющей демонстрировать учебные материалы и организовывать общение с аудиторией.
- Видео конференции – групповое обучение, в котором студенты могут взаимодействовать с инструктором в формате вопрос – ответ, а также слушать лекционный материал. Обучение организуется через специализированные программы, поддерживающие многоканальное общение ( skype).
- Видео уроки – это запить на видео лекционного материала, а также фрагментов с демонстрацией предмета обучения. Студенты могут просматривать материал в удобное для них время.
- Запись эталонов – инструктор записывает короткие фрагменты с идеальным выполнением предмета обучения. Студенты могут увидеть, как делать правильно. Своего рода наставничество, он для большого количества студентов. Данный метод является одним из самых результативных. При обучении студентов сложным в осознании темам: по продажам, переговорам, управлению. Необходимо увидеть, как делать правильно. Готовые эталоны позволят даже не подготовленному инструктору продемонстрировать идеальное исполнение техники. Так же запись эталонов это отличный способ перенести практику в учебную аудиторию. Демонстрация сборки/разборки агрегатов и узлов, методы работы в сложных условиях и пр.
- Запись учебных кейсов (примеров) – инструктор создает насколько примеров на различные, реально существующие ситуации, студенты могут увидеть различные варианты решений или принять решение самостоятельно по описанию ситуации. Готовые учебные кейсы могут служить темой для принятия решения, моделирования оценки или диагностики, проведения интерактивных игр и пр. Главное преимущество в создании примеров, просмотр или прослушивание которых позволяет выработать навыки практически без участия инструктора. Пример применения учебных кейсов: запись шумов сердца с различными диагнозами – студенты, слушая ритм сердца, тренировались в постановке диагноза.
3. Подкастинг - это формат, в котором используются аудио- и видеозапись для размещения информации в internet. Наиболее высокотехнологичная форма обучения. Актуально для неформализованного обучения, повышения квалификации и самообучения. В настоящий момент большинство предложенных ниже форм обучения используется в России в меньшей мере.
- Аудио книга – это формат обучения, в котором студент слушает запись лекции инструктора. Достоинства формата: возможность прослушивания учебного курса в машине, общественном транспорте, дома или на работе. Отлично подходит для создания Welcome -тренинга, а так же переноса на этот носитель корпоративных стандартов (позиционирование, миссия, преимущества).
- Аудио и видео подкасты на социальных сетях – формат обучения, в котором инструктор создает небольшие учебные фрагменты и размещает в социальной сети. Студенты самостоятельно находят и обмениваются между собой информацией, наиболее значимой для своей деятельности. Технология активно используется в общественных социальных сетях, однако современные системы организации дистанционного обучения поддерживают создание Корпоративной Социальной Сети. Такие материалы могут быть интересны как для сотрудников компании, так и для внешних клиентов. Достоинства метода – неформальный подход к обучению и высокая ценность полученных материалов для студента, так как он получает его по рекомендации. В подкастах, можно создавать красочные описания нового ассортимента или услуги, производить информирование о новостях компании и пр.
- Аудио гид – это запись лекционного материала о предмете обучения с привязкой к визуальному осмотру предмета обучения. Обучение происходит самостоятельно, но направляется инструктором, который создает запись. Особенность данного формата заключается в необходимости его прослушивания в определенном месте. Сейчас в Европе распространена практика по организации экскурсий по музеям. В бизнесе можно создавать аудио-гиды для путешествия по складу, офису для новых сотрудников, создавать экскурсии по архиву и пр. Наиболее эффективная форма при стабильном, редко изменяющемся пространстве. Основное преимущество - экономия времени на входящем обучении.
- Интернет-серфинг (поиск по интернету на заданную тему) – формат обучения, заключающийся в использовании возможностей internet. Инструктор формирует задание для студентов на поиск информации в сети. Студенты самостоятельно осуществляют поиск информации, параллельно получая информацию о предмете обучения. Для контроля обучения студенты предоставляют отчет. Часто используется как конкурс. Применение данного метода наиболее эффективно в качестве посттренингового сопровождения, а так же для повышения квалификации подчиненных в новом ассортименте или технологиях. Ввиду малых затрат на производство можно формировать задания на регулярной основе.
- Блоги по теме – инструктор ведет собственный блог в internet по теме обучения и рекомендует его студентам для самостоятельной подготовки. Инструктор размещает в своем блоге ссылки на дополнительную информацию по теме тренинга.
Основная задача при создании блога – привлечение к нему читателей. Для решения этого вопроса необходимо: презентовать свой блог на каждом обучении, своевременно отвечать на посты, а так же постоянно дополнять новой информацией. Основное преимущество существования блога – это возможность в неформальной форме делится своими впечатлениями и опытом эффективного взаимодействия, оставлять ссылки на интересные ресурсы с дополнительным материалом.
- WIKI (энциклопедизм) – создание базы знаний, с которой студенты работают самостоятельно при необходимости в информации. Инструктор отвечает потребностям студентов в информации, предоставляя новые статьи в базу знаний. Создание собственной базы знаний в корпоративной сети повышает посещаемость и общий уровень подготовки сотрудников.
Таковы на сегодняшний день формы обучения персонала. А можно ли проследить их ценность для потребителя? В качестве иллюстрации можно привести следующий график.
Так видит профессор делового администрирования Тони О’Дрисколл распределение формального и неформального образования в практической деятельности. По мнению эксперта, чем больше работает сотрудник, тем более неформальные подходы к образованию он использует. В то же время, без базового формального образования нельзя начинать изучение неформальных методов. Можно сравнить использование формального и неформального обучения с использованием кирпичей и раствора при строительстве стены. Без формального образования не будет ровной стены, а без раствора стена рухнет. Неформальное обучение скрепляет полученные знания и навыки и формирует профессионала.
Таковы современные формы обучения для специалистов. Как можно заметить, инновации все же активно проникают в сферу повышения квалификации. Современное обучение взрослых может включать в себя не только традиционные формы, но и новые методы неформального обучения с применением высоких технологий. Именно в этом и заключается универсальность прогресса – рано или поздно он проникает во все сферы нашей жизни – даже самые стабильные и несущие в себе преемственность. А вот самое важное – знание вашей идеальной пропорции формального и неформального обучения – можете для себя определить только Вы сами - опытным путем, не боясь экспериментировать!
Николай Смирнов, бизнес-тренер ТА «Мастер-класс».
Текст подготовила Минеева Евгения.