Немного о бизнес-тренингах в вопросах, ответах и советах
Для тех, кто пока мало что понимает в бизнес-тренингах.
Для тех, кто уже понимает, что именно он не понимает в бизнес-тренингах.
Для тех, кто понимает в бизнес-тренингах, но хочет узнать, что понимаем в бизнес-тренингах мы.
Что такое бизнес-тренинг?
В литературе и сети можно встретить множество определений понятий «тренинг» и «бизнес-тренинг». Попробуем дать наиболее простое и понятное заказчику определение.
Бизнес-тренинг – это одна из активных форм обучения в которой отрабатываются навыки эффективного поведения в профессиональных ситуациях, таких как управление, продажи, переговоры, подбор персонала и т.п.
Так что же такое бизнес-тренинг? Специфика обучения на бизнес-тренинге.
Разберём специфику бизнес-тренинга, рассмотрев его неотъемлемые атрибуты – позицию тренера и участников, атмосферу, содержание тренинга, обучающую деятельность, обратную связь и оценку эффективности бизнес-тренинга.
Позиция тренера. У бизнес-тренера много ролей и он умеет гибко и оперативно менять их. Тренер – эксперт, но тренер может передавать экспертную позицию другим участникам тренинга. Тренер – это тот, кто «знает как», но тренер находится в общем круге, тренер может отрабатывать упражнение с участником, может делиться с группой своими затруднениями, идеями, инсайтами. Тренер – не лектор, не ментор, не источник знаний, а скорее - организатор активного обучения, фасилитатор, проводник.
Позиция участников. Участники тренинга активны, открыты, готовы к интенсивной работе. И если это не так, то добиться этого – первая задача тренера.
Атмосфера. Тренингам свойственна атмосфера доброжелательности, взаимоуважения, безопасности, терпимости, творчества, так же присутствуют моменты юмора.
Содержание. Новое для участников содержание даётся в мини-лекциях, раздаточных материалах, видеоматериалах, но занимает не более 20% времени тренинга. Деятельность. Характерная обучающая деятельность на тренингах – это решение кейсов, разбор ситуаций из конкретного опыта, решение коммуникативных задач, отработка на практике сложных, конфликтных ситуаций делового общения. На бизнес-тренингах практикуются деловые игры на коммуникацию, ролевые игры, мозговые штурмы. Индивидуальные задания и работа в парах, тройках, малых группах чередуются с групповыми обсуждениями, рефлексией.
Обратная связь. В начале тренинга тренер уточняет запросы, ожидания участников, просит озвучить затруднительные ситуации; в ходе т ренинга тренер ведёт мониторинг эффективности занятий; в конце тренинга участники составят планы действий по внедрению результатов обучения.
Оценка эффективности бизнес-тренинга. Участники тренинга не сдают зачётов и экзаменов и не пишут контрольных работ в классическом виде. Традиционно в конце тренинга участникам даётся итоговое комплексное задание, которое тренеры называют «сборка», т.к. в нём собираются все умения, на которые был направлен тренинг. Во время выполнения этого задания тренер видит, чему участники научились по сравнению с начальным уровнем и по результатам наблюдений в отчете (в случае корпоративного тренинга) пишет рекомендации для руководства. Так же в конце тренинга происходит оценка удовлетворенности участников обучения с помощью опроса и анкетирования. А заказчик оценивает динамику результативности участников непосредственно на рабочем месте, фиксирует передачу опыта участником своим коллегам, другие положительные изменения в бизнес-процессе.
Как организовано обучение на бизнес-тренинге? Простая, но важная информация.
Самый распространённый формат тренинга - дня подряд по 8 часов с 10.00. до 18.00. В этот период времени предусмотрены два кофе-брейка по 10 минут и часовой обеденный перерыв. Ваш менеджер даст Вам расписание перерывов тренинга, но надо быть готовым к тому, что тренер может несколько сместить их в зависимости от того, как пойдут дела на тренинге. Некоторые тренинги, например, «Курс для бизнес-тренера», идут три дня подряд. Бывают однодневные тренинги, например, «Возврат дебиторской задолженности». Иногда по ряду причин с заказчиками корпоративного обучения могут быть особенные договорённости по протяжённости тренинга.
Оптимальное количество участников тренинга – от 7 до 15. На некоторых программах (чаще командообразование) возможно большее количество участников, но при этом, как правило, работают два тренера.
Часто клиенты спрашивают, что надо взять с собой на тренинг? Традиционно менеджеры отвечают: «Только хорошее настроение» (читаем – активность, открытость, готовность к работе). Рабочие тетради, бумагу для записей, ручки, планшеты бейджи и всё, что понадобится на тренинге, участникам выдадут менеджеры.
И всё-таки, почему бизнес-тренинг? Механизмы эффективности.
Что же обеспечивает эффективность бизнес-тренинга по сравнению с семинаром? Именно то, что происходит с участниками благодаря тренеру, атмосфере тренинга, характеру деятельности и организации тренинга.
Погружение в материал – его обеспечивают занятия по одной тематике в течение 8 часов два дня подряд.
Интенсивность – достигается плотностью работы на тренинге, высокой активностью участников.
«Знание есть исправленная ошибка» - постоянные попытки самостоятельного поиска решения проблемы (иногда заводящие в тупик), интеллектуальный азарт, эмоциональный подъём участников формируют у них сильнейший информационный запрос, который обеспечивает более прочное знание, чем то, что усвоено при чтении литературы или же в ходе классической лекции.
Групповая динамика – тренер добивается такого качества тренинговой группы, которое позволяет «выращивать знание» внутри группы помимо информации, полученной непосредственно от тренера.
Инсайт - озарение, которое приходит к участнику в условиях напряжённой работы, всплеска интуиции.
Рефлексия – тренер предложит участникам качественные методики, позволяющие участникам взглянуть на себя в своём профессиональном развитии со стороны и проанализировать его.
Как обеспечить максимальную результативность бизнес-обучения? Несколько советов заказчику.
- Содержание тренинга не должно противоречить корпоративным традициям и стандартам Вашей компании. Иначе что-то из этого придётся менять. Если Ваши сотрудники привыкли отвечать на входящие звонки, то неожиданный тренинг « Техники холодных звонков», может оказаться для них холодным душем.
- Тренинг должен быть выбран правильно. Возможно, новой молодой сотруднице нужен не тренинг «Жёсткие переговоры», а тренинг «Продажи, Конфликты, Переговоры: техники уверенного поведения»? А опытного менеджера целесообразно отправить на тренинг «Продажи для опытных менеджеров», а не на тренинг «Активные продажи», где он заскучает?
- Сотрудники должны закрепить материал тренинга на практике – т.е. заниматься после тренинга именно той деятельностью, которую они совершенствовали на тренинге. Таким образом, если Ваш сотрудник прошёл тренинг «Переговоры и продажи по методу СПИН» несколько неразумно будет после этого ставить его на мелкую розницу.
- Сотрудники должны быть заранее замотивированы на тренинг, т.е. отчётливо понимать, какую пользу и выгоды принесёт им обучение.
- Обучение на тренингах полезно периодически повторять, а лучше проводить в рамках заранее спланированных долгосрочных программ обучения.
В следующих статьях мы ответим на другие вопросы о тренингах: Для кого полезен тренинг? Открытый или корпоративный? Кто такой бизнес-тренер? Почему тренинг такой дорогой?
Оставайтесь с нами!
М. Степанова, методист ТА «Мастер-класс»