ЧТО ДЕЛАТЬ? для развития российского рынка обучения.
По нашему опыту, "НОВЫЕ УСЛОВИЯ" характеризуются следующим:
- Компании минимизировали ВНЕШНЕЕ обучение (и у нас, и в Европе, и в Америке - везде!), и, насколько это, возможно, попытались создать ему замену собственными силами. Что привело к тому, что службы обучения "дымятся" от перегрузок, а также резко упал интерес к профильным выставкам, конференциям, клубам и т.п. (так как помимо прочего - просто меньше стало свободного времени у Заказчиков).
- ВНЕШНЕЕ обучение осталось, но сдвинулось в области, которые недоступны внутренним учебным центрам: коучинг первых лиц, быстрая разработка редких программ, консалтинг по оптимизации обучения, электронное/смешанное обучение, бизнес симуляции и т.п.
- Как следствие первых двух пунктов обострилась конкуренция между Провайдерами.
- Постоянная НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ. В том плане, что нельзя построить точный прогноз (и бизнес план) на период более чем несколько месяцев вперёд.
- Жизненная НЕОБХОДИМОСТЬ Провайдеров в перестройке всего их бизнеса: от механизмов рекламы и продаж, до полного изменения самих услуг.
Что может помочь рынку (и Провайдерам, и Заказчикам обучения) в данной ситуации?
На мой взгляд - чёткое осмысленное и постепенное изменение.
ЗАКАЗЧИКАМ обучения (в лице Директоров корпоративных учебных центров):
- Научиться (наконец-то) смотреть на обучение глазами бизнеса. А это означает, что нужно: знать стратегические и тактические цели и задачи своей компании; иметь отлаженную коммуникацию с директорским корпусом (уметь их слушать и СЛЫШАТЬ, уметь доносить и аргументировать СВОЮ точку зрения, быть в курсе событий); оценивать эффективность обучения не по принципу - "у нас тут такая формочка" - а по сути (как это делает генеральный директор); уметь расставлять приоритеты; держать слово и т.п.
- Повысить свою собственную управленческую компетентность. МВА не помешает, но можно и более простыми средствами решить этот вопрос. Согласен с тем, что если директор корпоративного учебного центра / университета вышел из тренеров, то он должен быть хорошим коммуникатором. ОДНАКО это не всё! Коммуникация это тактика, а есть еще и СТРАТЕГИЯ! И вот тут у многих руководителей служб обучения слабое место!
- НЕ ЗАМЫКАТЬСЯ В своих корпоративных стенах, со словами: "Что нового покажет мне Москва", - мол мы такие "усатые", что нас уже ничем не удивить, ничего новое нам не показать и т.п. Надо использовать ВСЕ малобюджетные средства для поддержания и развития своих профессиональных компетенций: клубы, интеренет-ресурсы, журналы, выставки и т.п. В конце концов, если вы хотите услышать доклад на какую-то тему - ЗАДАЙТЕ ЕЁ!!! Хотите обсудить что-то - ЗАДАЙТЕ ТЕМУ ОБСУЖДЕНИЯ!!! А то часто Заказчики говорят Провайдерам примерно так: идите туда, не знаю куда,...
ПРОВАЙДЕРАМ (в первую очередь в лице их "первых" лиц, что особенно смешно звучит, когда эти первые лица совпадают по числу с числом сотрудников в компании. Как в анекдоте: танки идут в бой ВСЕ! Оба? Оба!):
- Перестать растопыривать пальцы. Кроме смеха это у Заказчиков ничего не вызывает. Конечно, если приехать в СУРГУТ, с "новым" тренингом в области управления временем (особенно если его обозвать заумными жаргонизмами: тайм-менеджмент, кпд-менеджмент или, еще "лучше" - стратегический антикризисный тайм-менеджмент-коучинг), то на этой "балалайке" еще можно эффективно "поиграть". Но не долго.
- Наладить внутреннюю коммуникацию и тайм, и прочий менеджмент в СОБСТВЕННЫХ компаниях. А то и смех, и грех - "три берёзы", а гендиректор, коммерческий директор и директор по развитию "крупного" Провайдера ходят между ними, и не могут договориться об ЭЛМЕНТАРНОМ.
Например, о дате проведения мастер-класса на Клубе (или договорившись - ПРОСТО ЗАБЫВАЮТ об этом факте!!!!).
И при этом, у них есть еще и секретарь, который редко допускает к телу ВЕЛИКОГО по таким пустяшным вопросам. Но правда толку от него - НЕТ. - Понять простую вещь - электронное обучение в 2009 году это не откровение, а обыденность. Знать его особенности, владеть инструментом и т.п. надо. И это уже из области КОРЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НАШЕЙ ПРОФЕСCИИ!
- И, наконец, если ведёте тренинги про эффективную коммуникацию, так умейте хотя бы презентацию сделать! В ПОВЕР ПОИНТЕ! :-) (MS Power Point). А то получается сапожник не просто БЕЗ сапог, а даже иногда появляются подозрения в том, а вменяем ли "сапожник"? Знаете, как в песенке - "кто-то весело орал про тишину".
И всем!
Коллеги, есть два сценария развития нашего рынка обучения:
- реалистичный - приедут инопланетяне и всё построят: ассоциацию бизнес-тренеров, корпоративных университетов и т.п.
- фантастический - мы сами это сделаем.
Россия - страна фантастических возможностей, НО Социализм закончился.
Теперь надо работать, и не только на своём рабочем месте, но и выстраивать сети профессиональных связей и ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ! И не забывать постоянно нам самим: учиться, учиться, учиться!
открытая статья Удовиченко Марата