Система адаптации новых сотрудников в Булочных Ф. Вольчека
Становая Наталья, Сурикова Ольга
Компания Булочные Ф. Вольчека была основана в 2013 году. На сегодняшний день количество булочных более 60 штук, а численность сотрудников превышает 1000 человек.
Проблемы 2016 год
- Высокие темпы открытия новых точек (3 точки в месяц) - большой поток кандидатов.
- Обучение и первичная адаптация стажеров на точках продавцами - большой срок закрытия вакансии (до 1 месяца).
- Отсутствие единой информации, передаваемой стажерам, отсутствие стандартов.
- Трудоемкий процесс оценки знаний стажеров.
- Высокая текучесть персонала.
- Негативные отзывы Гостей.
В ходе анализа данных проблем были установлены цели на 2017 год:
- Адаптация новичков.
- Централизованное обучение по стандартам компании.
- Увеличение потока стажеров без ущерба для торгового процесса.
- Дополнительные возможности отбора.
- Оптимизация процессов.
Для облегчения начала работы была разработана программа входного обучения продавцов-кассиров. Она состоит из 4-х этапов. Между третьим и четвёртым этапом проводится посттренинговое (полевое) сопровождение.
1 Этап «Welcome-тренинг»
Цель: отбор лучших кандидатов; знакомство с работой продавца; передача стандартов компании.
Длительность: 2 дня (по 8 часов).
Место проведения: учебный центр.
2 Этап «Стажировка в Булочной»
Цель: подготовка стажера к самостоятельной работе в булочной.
Длительность: 2 смены (по 12 часов).
Место проведения: булочная.
3 Этап «Промежуточная аттестация»
Цель: проверка знаний, умений; допуск к самостоятельной работе в своей булочной.
Время проведения: после стажировки в Булочной (7 день).
Место проведения: учебный класс (Офис).
4 Этап «Итоговая аттестация»
Цель: проверка знаний, умений выполнения всех стандартов; перевод на другую форму оплаты.
Время проведения: после 15 рабочей смены.
Место проведения: булочная (Управляющий).
Для решения указанных проблем были усановлены следующие нововведения:
- Более тщательный подбор кандидатов.
- Создание стандартов Продавец – «Хозяин булочной».
- Этапы системы обучения и адаптации стажера «Welcome-тренинг».
Обучение проходит в форме тренинга (теория + практическая отработка навыков) + используются элементы оценки. - Конкурсный отбор, проведение ассесмент–центра и обучения для должности «Обучающий продавец».
Создание позитивного имиджа сотрудника, занимающегося обучением в Булочной. Выстраивание четкой и эффективной системы обучения стажера. Постоянное сопровождение обучения стажера в Булочной (сотрудником отдела обучения). Непрерывное взаимодействие с сотрудниками Булочных – обучающими продавцами. Создание Кадрового резерва Компании. - Стажировка в булочной.
Если стажёр соответствует заданным критериям, успешно адаптировался в булочной, отработал все навыки на практике, то он допускается к промежуточной аттестации. - Промежуточная аттестация.
Если стажёр не сдаёт промежуточную аттестацию, то он не допускается к дальнейшей работе. - «Полевое» сопровождение на этапе адаптации.
Цель – соблюдение стандартов компании, проверка готовности сотрудника к самостоятельной работе в булочной. - Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация сдана – окончание испытательного срока. Итоговая аттестация не сдана – завершение трудовых отношений.
Результаты 2017 года
- Разработана и внедрена новая система обучения, адаптации и оценки стажеров –продавцов.
- Разработаны методические пособия для обучения (тетрадь, учебник, листы наблюдения и обратной связи).
- Перевод в электронный вид всех рабочих инструментов (итоговая и промежуточная аттестация, листы обратной связи от ТУ, листы наблюдения для Обучающих продавцов) – оптимизация процесса.
- Проведено 46 двухдневных Welcome-тренингов (обучено 425 человек).
- Проведено 422 аттестаций.
- Проведена оценка и обучение 15 Обучающих продавцов, тем самым сокращен срок обучения новых сотрудников.