Планируем обучение сотрудников. Часть II . Как выбрать форму организации обучения для руководителей и сотрудников компании.
Способность выбирать есть драгоценнейшее из свойств разума
Писатель Торнтон Уайлдер
В первой части этой статьи мы рассматривали распространённые дилеммы «Внутренний тренер или внешний?», «Фрилансер или тренинговая компания?» и говорили о том, как выбрать бизнес-тренера на основании резюме и личной встречи. Продолжим разбор вопросов, возникающих при планировании обучения сотрудников и руководителей.
Обучать сотрудников или руководителей?
Обучать надо всех! Целесообразно начать обучение «сверху», причём, обучение руководителей всех уровней и рядовых сотрудников должно обладать преемственностью. Резонно будет, если руководители будут понимать и, главное, принимать то содержание, которое осваивают на тренингах рядовые сотрудники. Иногда возникает вопрос – стоит ли обучаться руководителям и сотрудникам в одной группе? Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов – от возраста и ранга руководителя, стиля руководства, принятого в компании, взаимоотношений коллектива с руководителем и от уровня его профессионализма по тематике тренинга, от традиций обучения в коллективе. Совместное участие сотрудников и руководителя в тренинге может как разрешить многие рабочие вопросы и повысить авторитет руководителя, так и снизить этот авторитет или стать причиной «зажима» сотрудников на тренинге. Но в любом случае недопустима ситуация «Пусть мои сотрудники потренируются, а я посижу в сторонке и посмотрю». В тренинге участвуют все, кто находится в тренинговом зале.
Тренинг или семинар?
Если пытаться спорить о семинарах и тренингах вообще, то это будет бессмысленный спор. Для начала стоит определиться, чему именно вы хотите научить своих сотрудников, каково будет содержание обучения? Предположим, запланировано обучение сотрудников бухгалтерии. Если требуется обучить бухгалтеров особенностям учёта и налогообложения в текущем году, то для этого, конечно, нужен семинар. Но если необходимо обучение сотрудников управлению внутренними и внешними конфликтами в бухгалтерии, то для этого скорее подойдёт тренинг.
Рассмотрим выбор формы обучения на примере обучения менеджеров по персоналу в ТА «Мастер-класс».
Тема обучения для менеджера по персоналу |
На что направлено обучение |
Форма организации обучения |
«Материальная и нематериальная мотивация персонала»:
|
|
семинар |
«Идеальное собеседование. Секреты подбора профессионалов»
|
|
тренинг |
В таблице показано, что содержание, которое включает в себя большей частью теоретические вопросы, целесообразно передать в форме семинара. Если обучение необходимо для совершенствования коммуникативных компетенций в профессиональной деятельности, то ничего, лучше тренинга в образовании ещё не придумано.
Проанализируем разделы программ ТА «Мастер-класс» с точки зрения дилеммы «Тренинг или семинар?».
Такие разделы как « Продажи и закупки », « Розничные продажи », « Сервис и программа лояльности », « Переговоры и коммуникации » традиционно представлены исключительно тренингами. Это классические тренинги, направленные на совершенствование навыков продаж и переговоров, это как раз то содержание, которое передавать в виде теории бессмысленно. Исключением могут быть темы для руководителей отделов продаж по принципам организации отдела или системе построения сервиса.
В разделе « Управленческая компетентность руководителя » в открытом формате тоже стоят только тренинги, но при заказе корпоративного обучения некоторые темы при согласовании с тренером можно перевести в формат семинаров. Темы раздела « Менеджмент организации » достаточно сильно насыщены теорией и так же могут быть даны в форме семинара.
Как мы уже видели выше, темы раздела « Управление персоналом » можно преподавать с помощью разных форм. Очевидно, что такой раздел как « Тренинги для тренеров и коучей », проводится исключительно в форме тренингов. Так же темы раздела « Личная эффективность » предполагают в подавляющем большинстве формат тренингов. Некоторые темы раздела « Маркетинг, реклама, PR » вполне возможно перевести в раздел семинарских занятий.
Кроме стандартной длительности тренинга (обычно два дня, реже один день или три дня, по 8 часов), существует, так называемый, вечерний формат . Иногда такие вечерние тренинги называют мастер-классами . Мастер-класс направлен исключительно на отработку конкретной группы навыков, теоретическая и рефлексивная составляющие отсутствуют или сведены к минимуму. Вечерние тренинги, как правило, проводятся после окончания рабочего дня и рассчитаны на 3-4 часа. Мастер-классы, конечно, не дают такого эффекта, как полноценный восьмичасовой тренинг, но в некоторых ситуациях могут быть отличным решением. Например, если сотрудники уже проходили обучение на соответствующем тренинге несколько месяцев назад и надо «освежить» их навыки. Мастер-классы наиболее характерны для тренингов продаж.
В бизнес-обучении встречаются такие форматы, как стратегическая сессия (сессия стратегического планирования) и бизнес-симуляция . Это формы глубокой проработки документов и бизнес-ситуации конкретной компании для последующего внедрения в практику. Высокая включённость участников в процесс в данных формах сродни тренингу. Но отработка коммуникативных навыков встречается скорее в бизнес-симуляциях, например, в бизнес-симуляции « Переговорные поединки ».
Говоря о формах обучения, нельзя не упомянуть о вебинарах . Строго говоря, вебинар гораздо ближе к семинару, чем к тренингу. Плюсы вебинаров состоят в том, что это достаточно бюджетное обучение, занимает не много времени. После окончания вебинара можно просмотреть его видеозапись. Часто вебинар предполагает последующее онлайн-консультирование слушателей.
Открытый или корпоративный тренинг?
Любые тренинги по форме проведения делятся на открытые и корпоративные. Открытые тренинги стоят в расписании тренинговой компании. У такого тренинга строго определены тренер, программа, дата и место проведения. На открытые тренинги приглашаются сотрудники разных компаний, как правило, от 7 до 15 человек. Открытый формат имеет свои преимущества. Он более бюджетен, чем корпоративный, кроме того, в ходе занятий происходит продуктивный обмен опытом между представителями разных компаний из разных сфер бизнеса.
Корпоративные тренинги проводятся для одной компании. Тренер, дата и место проведения согласуются с руководителями этой компании, программа адаптируется под её нужды в результате предтренинговой диагностики будущих участников тренинга. Иногда бизнес-тренер пишет абсолютно новую программу, учитывающую специфику бизнес-ситуации клиента. Конечно же, преимущества корпоративного формата – в максимальной индивидуализации обучения под запрос организации.
Как выбрать между открытым и корпоративным тренингом? В ответе на этот вопрос вам поможет следующая схема.
Планирование и бюджет обучения: заказывать по одному тренингу или оплатить долгосрочную программу и сэкономить?
Кроме открытых и корпоративных форматов, существуют долгосрочные программы обучения . Они как правило, модульные , т.е. состоят из самодостаточных разделов, которые можно проходить в разном порядке в течение достаточно продолжительного времени. Модульная программа может иметь обязательную (допустим, три основных тренинга) и вариативные части (несколько тем, из которых можно выбрать одну или две по необходимости). В конце модульной программы предполагается аттестация участников, но она проводится в форме, несущей практическую пользу для заказчика – например, в форме защиты пакета документов, разработанных для своей компании. Тренинговое Агентство «Мастер-класс» имеет лицензию и поэтому вправе по результатам освоения модульной программы выдавать Удостоверение о повышении квалификации .
Модульные программы имеют следующие преимущества:
- содержание и формы обучения максимально адаптированы под конкретную компанию;
- обучение и бюджет на него заранее спланированы;
- обучение носит комплексный характер: согласованы между собой время, темы и формы обучения для разных сотрудников (по необходимости - открытые, корпоративные тренинги, сессии стратегического планирования, бизнес-симуляции, мастер-классы, вебинары, консалтинг);
- при предоплате модульной программы даётся ощутимая скидка на обучение.
Проблема «Как выбрать тему тренинга?» столь обширна, что требует отдельного обсуждения. Как это ни покажется странным на первый взгляд, но случается, что клиенты приходят не на те тренинги, которые им нужны (речь, конечно, об открытых тренингах, при корпоративном заказе тренер не должен допустить такой ситуации). Процесс выбора тренинга на примере самых распространённых тренингов - тренингов продаж мы освещаем в статьях:
Как выбрать нужный тренинг продаж? Часть I. С чего начать обучение продажам ?
Как выбрать нужный тренинг продаж? Часть II. Обучение для опытных менеджеров по продажам .
Как выбрать нужный тренинг продаж? Часть III. Всё о розничных продажах и сервисе .
Как выбрать нужный тренинг продаж? Часть IV. Частные вопросы продаж и редкие программы .
Следите за нашими новостями и расписанием !
Мария Степанова, методист ТА «Мастер-класс»