Руководитель-коуч не скажет тебе, что ты неуч. Лирическая зарисовка к актуальным вопросам управления.
Мне везло с руководителями. Моя первая начальница, заведующая кафедрой, где я защищала диссертацию, а впоследствии работала преподавателем – весьма известный в мире гуманитарных наук профессор и академик. Но не это производило впечатление. Работать под её руководством было сродни пению песни. Кстати, песни мы тоже пели на кафедральных праздниках. А между праздниками мы работали как лошади, причём бодрые такие, породистые лошади и на борозду, кстати, никто не падал.
Мне везло с руководителями. Моя первая начальница, заведующая кафедрой, где я защищала диссертацию, а впоследствии работала преподавателем – весьма известный в мире гуманитарных наук профессор и академик. Но не это производило впечатление. Работать под её руководством было сродни пению песни. Кстати, песни мы тоже пели на кафедральных праздниках. А между праздниками мы работали как лошади, причём бодрые такие, породистые лошади и на борозду, кстати, никто не падал.
Работа преподавателя кафедры в той её части, которая не касается занятий со студентами, зачётов и экзаменов, очень невнятно нормирована. Строго говоря, чем меньше человек физически находится на кафедре, тем меньше у него шансов найти себе увлекательное занятие на тему «Сделать. Важно. Сроки - «ко вчера». Делать - сегодня «ночером». С другой стороны, занимаясь наукой, участвуя в конференциях, конкурсах, рождая статьи и книги, преподаватель работает в конечном итоге на себя. Не в сиюминутном финансовом эквиваленте, а через звания и степени, при получении которых, заработная плата его и значимость, как в научном мире, так и в трудовом коллективе, ощутимо возрастают. Однако, карьерные ступени ещё впереди, а работать надо сейчас. И ровно сейчас надо идти отдавать академические часы и душевные силы студентам…
Как же замотивировать преподавателя написать статью, поучаствовать в организации конференции, посвятить выходные подготовке безнадёжного гранта? Наша заведующая кафедрой делала это взглядом. Улыбкой, жестом. Она могла остановить молодого кандидата наук в коридоре и сообщить, что наконец-то поняла, как будет выглядеть его докторская. Она могла с таким чувством раздать сотрудникам общественные кафедральные поручения, что каждый ощущал себя одарённым дорогим подарком. Она умела так сказать на итоговом заседании о том, что в предстоящем году будет снова и опять ещё сложнее (но зато ещё куда интересней!), что никто и не думал унывать. Словами «нет, ну я брежу, конечно, но вот послушайте…» начиналось изложение самых глубоких и интересных её идей для кафедральных проектов. Эти проекты народ отчаянно двигал и думал, и писал, и креативил потому, что она попросила.
Мы никогда не ходили к ней «на ковёр». Ковра не было, был огромный круглый стол, заваленный бумагами, сидя за которым, можно было изложить любую свою проблему – от научной до личной. И получить чёткие ориентиры для её решения. Прочитав черновик какого-либо труда, она не докапывалась до запятых, не ставила галочек на полях, она мягко и тактично подсказывала исследователю, что именно он, оказывается, хотел сказать в своей работе! В процессе этих бесед к авторам приходили такие инсайты, что книги и докторские писались на одном дыхании, а выступления на конференциях удивляли страну.
Она не сидела в своём кресле руководителя, на совещаниях туда сажали опоздавшего, которому не хватило места за большим столом. Мозговыми штурмами за чашкой чая решались сложнейшие проблемы современного образования. Наша зав. кафедрой создавала самые звёздные команды, она умела найти нужные слова для каждого, она видела потенциал сотрудника, неведомый ему самому. Мотивацией было уже само её появление – на кафедре, в электронной почте, в телефонном звонке. Авторитет её был велик как среди молодых ассистентов, так и среди немолодых профессоров с куда более пухлым, чем у неё, портфелем регалий. Огромный коллектив творческих личностей с полным комплектом научных амбиций, профессиональной ревности и соперничества талантов работал как единая команда.
Над источниками такой вдохновляющей силы нашей руководительницы мы не задумывались, объясняли её вошедшим тогда в моду словечком «харизма». Сейчас я понимаю, что кроме той самой харизмы, это было руководством в стиле «коучинг». Уйдя из государственной высшей школы в сферу бизнеса, я осознала, насколько эффективно и, кроме того, экономически выгодно такое управление, причём практически в любой сфере. Ведь работать на своего коуча, который направляет Вас и вдохновляет на карьерный, интеллектуальный, творческий и духовный рост Вы будете если не бесплатно, то уж точно интенсивно, качественно и преданно.
Руководству в стиле «коучинг» можно научиться. Далеко не всё в этой стратегии происходит интуитивно и на уровне харизмы. Есть конкретные работающие инструменты коучинга, известны приёмы проведения совещаний, работы с группой, с одним сотрудником, с трудным сотрудником, определёны способы мотивирования. Два дня на тренинге «Управление в стиле коучинг» Вы проведёте с тренером Николаем Смирновым, который будет работать с Вами в стиле «коучинг»… Заманчиво, не так ли?
Следите за нашим расписанием!
М. Степанова, методист ТА «Мастер-класс»