Конфликт на работе – плохо или хорошо?
Хорошо везде и одновременно быть не может. Только-только решил проблемы дома, как — бум-с! — кирпич на голову — конфликт на работе. Закон природы. Конфликты на работе для работника грозят в первую очередь возможным увольнением, снижением желания работать, потерей рабочего времени и затратами на валерьянку. В общем, неприятная это штука – конфликт на работе. Однако существуют и другое мнение…
С одной стороны, конфликты, безусловно, вредны, поскольку нередко ведут к беспорядку, нестабильности, замедляют принятие решений. Отношение руководства к конфликтам чаще всего крайне негативное. Руководителей компаний больше всего тревожат последствия конфликтов: напряженность в коллективе и снижение показателей работы каждого сотрудника или целых отделов.
С другой стороны, как считают специалисты, конфликты имеют очень серьезное позитивное значение, которое часто не принимается руководством компаний в расчет. Трения на работе неизбежны, и это вовсе не плохо, если их умело направлять и разрешать. Существует философский закон единства и борьбы противоположностей, без которого не возможен прогресс. Так вот именно по этому закону конфликты в организации являются источником инноваций, стимулируют к изменениям.
Слово конфликт происходит от латинского conflictus, что означает – «столкновение». Обычно любое столкновение влечет за собой определенные потери. Однако при умелом управлении конфликтом возможно нейтрализовать противостояние и перевести ситуацию в положение, удовлетворяющее всех его участников.
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами и партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Конфликты между сослуживцами чаще всего возникают на почве конкуренции друг с другом, личной неприязни. Еще одна немаловажная их причина - зарплата других сотрудников. Кто-то считает, что ему недоплачивают, а в сравнении с кем-то другим, работы на нем больше. Если верить статистике, 75 - 80% конфликтов возникает именно по причине материальной неудовлетворенности отдельных сотрудников, хотя внешне это может проявляться как несовпадение характеров или личных взглядов.
В западных компаниях отношение к трудовым конфликтам очень серьезное. Для их разрешения привлекаются высококлассные специалисты – психологи, социологи, аналитики и другие. Руководство европейских компаний не жалеет денег на оплату услуг профессионалов. Не направить конфликт в мирное русло означает для европейских руководителей значительные убытки, которые во много раз превысят издержки на услуги «миротворцев».
Часто во внутренних регламентах западных фирм, дабы умерить желание сослуживцев спорить между собой, устанавливаются солидные штрафы, взимаемые с участников конфликта. Он расценивается как «совершение действий, ведущих к экономическим потерям компании».
И все же, большое количество европейцев испытывают стрессы по причине производственных конфликтов на рабочем месте. По статистическим данным, через конфликты на работе, ставшие причиной нервного срыва или тяжелого заболевания, прошли 8 процентов работающего населения Европейского Союза.
Именно поэтому этой проблемой вплотную занялись депутаты Европейского Парламента, которые призвали Европейскую Комиссию включить положение о психологическом давлении в проект будущей директивы о насилии на работе. Крик начальника или иные конфликты на рабочем месте могут в недалеком будущем оказаться в Европе не просто предосудительными, но и незаконными. Забавно было бы наблюдать, как лет через пять заоравшего на секретаршу директора какой-нибудь фирмы поведут в наручниках в камеру суровые полицейские.
Наверняка многим из тех, кто работает в коллективе, знакома ситуация, когда милые коллеги своими действиями настолько выводят из себя, что хочется кого-нибудь «прибить». А в Великобритании было даже проведено специальное исследование, которое выявило, что каждый второй сотрудник из работающих в офисах порой еле удерживается от того, чтобы не «врезать» как следует действующему на нервы коллеге. Британское кадровое агентство Pertemps провело исследование, которое показало, что более 50% сотрудников фирм хотя бы раз сталкивались с ситуацией так называемого «офисного бешенства», когда различные проблемные ситуации во время рабочего процесса настолько выводят из себя, что трудно сдержаться от вспышки ярости. И наиболее часто причиной таких приступов бешенства являются коллеги, которые слишком громко разговаривают или шумят, мешая сосредоточиться на работе. Кроме того, до белого каления могут довести неисправности в компьютере и перегруженность работой, а также когда прерывают важные телефонные разговоры. Исследование показало, что наиболее склонны к рукоприкладству и оскорблениям во время вспышек гнева, вызванных конфликтами на работе, представительницы слабого пола, в то время как мужчины ограничиваются повышением тона разговора в несколько раз, то есть попросту кричат.
За последний год в Великобритании выявлено 1,3 миллиона случаев конфликтов на работе, сопровождавшихся оскорблениями и применением силы, в которые были вовлечены более 600 тыс. человек.
По мнению западных специалистов, руководителям организаций следует время от времени проводить совещания со своими подчиненными, чтобы выявлять потенциальную почву для конфликтов и предотвращать такие неприятные инциденты, когда сотрудники в своих отношениях выходят за приличествующие рамки поведения. До сих пор многие проблемы возникают только из-за неумения разрешать чисто межличностные споры. Зачастую люди не могут договориться потому, что они по-разному понимают суть проблемы и пути ее решения. Разногласия часто трудно разрешить из-за того, что человек просто не понимает, что происходит. Психологи советуют при организации трудового процесса учитывать особенности характера и темперамента работников. Согласно их исследованиям, различают 4 типа людей: Analytical (аналитик), Eniable (дружелюбный), Driver (подталкивающий), Expressivе (экспрессивный). Исходя из этой теории, структура компании строится так, чтобы по возможности не сталкивать вместе противоположные типы. К примеру, «аналитик» - человек, который взвешенно подходит к любой ситуации и тратящий много времени на осмысление фактов, не должен в работе плотно контактировать с «экспрессивным» – энтузиастом своего дела, бурно выражающим эмоции.
Примером успешного разрешения конфликтов, достойным подражания, может стать поведение руководителя одной западной компании, который весьма необычным образом разрешил конфликт между сотрудниками. В один из отделов была назначена новая секретарь. До этого момента отдел работал напрямую со старшей секретаршей руководителя. Через некоторое время секретарь-«ветеран» стала всячески выражать свое недовольство работой новичка. Дело в том, что директор обязал новенькую подчиняться напрямую ему, а не «ветерану». Это и вызывало наибольшие нарекания. Проблема разрешилась следующим образом: директор пригласил двух секретарш в бар и сам попытался разграничить их полномочия. В итоге, конфликт был исчерпан!
Материал с сайта vacansia.ru.