В бизнес-услуги вернулись деньги
Однако не для всех сегментов бизнес-услуг 2010 г. стал годом роста.
В этом году компании, работающие в сфере бизнес-услуг, наконец вздохнули спокойно. Пессимистичные ожидания не сбылись: уже в начале года спрос оживился на рынке консалтинга, рекрутинговом рынке, в бизнес-образовании и юридических услугах. О возвращении объемов этих рынков на докризисный уровень игроки пока не говорят. При этом не скрывают: динамикой роста довольны, на некоторых рынках она оказалась даже больше самых смелых ожиданий. Однако без исключений не обошлось: для рынка аудита тяжелые времена не закончились.
Спрос на бизнес-образование растет ударными темпами
Жизнь на рынке бизнес-образования бурлит. Аудитории в бизнес-школах не пустуют: вчера курс читал новосибирский тьютор, а завтра здесь ждут бизнес-гуру из Москвы. Не жалуются и местные специалисты — их рабочий день расписан по минутам.
Бизнес-школы выводили новые продукты с востребованным в посткризисный год проблемоориентированным подходом. На рынке появились новые имена. Свою деятельность активизировал образовательный центр Mix Max, запустивший в Красноярске курсы по MiniMBA. Учебный центр «Мастер-инвест» в течение года провел два фестиваля по менеджменту и психологии.
Программы по бизнес-образованию развивали вузы. Так, в СФУ в этом направлении сейчас работают центры переподготовки и повышения квалификации и Высшая школа управления и бизнеса. В город зашел федеральный игрок — в декабре в Красноярске открылся филиал образовательной компании Moscow Business School.
Причина активизации рынка — компании стали готовы платить за новые востребованные на выходе из кризиса знания. «Уроки кризисного периода сформировали новые требования к менеджерам и определили образ „менеджера нового поколения“. Наиболее популярны программы, нацеленные на развитие навыков для работы в новых условиях неопределенности, непредсказуемости и нелинейности бизнес-процессов», — говорит руководитель бизнес-школы «ЛИНК» Татьяна Суетова.
Директор консалтинг-центра «Резон» Маргарита Суходолова отмечает, что изменения коснулись и требований заказчика к образовательным программам. Главным критерием стала практикоориентированность. «Умозрительные тренинги уже не пользуются популярностью. Клиенты хотят конкретного результата после тренинга», — рассказала г-жа Суходолова.
В 2010 г. «за парты» учебных центров вновь сел линейный персонал. Компании стали готовы вкладывать не только в обучение топов, в этом году значительная часть слушателей тренингов и семинаров — рядовые сотрудники. «Наиболее популярное направление обучения персонала — тренинги продаж. К примеру, в нашей компании на них приходится приблизительно 50% выручки», — говорит Маргарита Суходолова.
В 3-м кв. 2010 г. начал расти спрос на тренинги по командообразованию. Руководитель компании «БэстБизнес консалтинг +» Руслан Жамилов объясняет это так: «После сложных лет в компаниях появилась потребность вновь сплотить коллектив и зарядить его позитивными эмоциями». Среди востребованных программ также семинары по менеджменту и управлению персоналом.
Клиенты бизнес-школ по-прежнему предпочитают учиться быстро. По данным участников рынка, краткосрочные образовательные программы посещают до 70% слушателей. «Наиболее востребован классический 2-дневный тренинг. Однако в этом году рос спрос и на 8- и 12-часовые программы», — рассказала Маргарита Суходолова.
Около 10% слушателей приходится на среднесрочные курсы. К концу года стал возвращаться интерес потребителя к долгосрочному обучению. Сейчас на него приходится не более 20%, однако в будущем году игроки ждут увеличения доли длительных программ. «По моим оценкам, акцент будет смещаться в сторону системной, а не разовой тренировки. Заказчик приходит к пониманию: „посещение разовое спортзала“ не формирует олимпийских чемпионов в продажах и управлении», — считает Руслан Жамилов.
Источник: www.ubo.ru