Необходимость обучения сотрудников компаний в наше время стало чем-то вроде догмата, истины, принимаемой на веру. Мало кто сомневается в том, что обучение ведет к повышению эффективности деятельности организации в целом. Парадоксально, но исследований, посвященных проверке этого положения, крайне мало. В большинстве случаев программы обучения оцениваются с помощью субъективных оценок обучаемых. Сотрудников, прошедших тот или курс обучения, а также их руководителей опрашивают на предмет того, насколько успешным, полезным, нужным, качественным был пройденный курс.
Компании вкладывают немалые деньги в обучение сотрудников. Естественно, что делают они это не ради удовлетворения познавательной потребности персонала, а для повышения эффективности деятельности организации в целом. Следовательно, для того, чтобы понять, стоит ли вкладывать деньги в обучение, организация должна располагать данными и методологией оценки эффективности обучения на уровне компании в целом. Иначе говоря, необходимо выяснить, существует ли положительная связь между интенсивностью обучения сотрудников и показателями деятельности организации в целом.
В то же время, большинство современных теоретических моделей и исследований посвящено индивидуальным показателям эффективности обучения: например, тому, повысился ли уровень знаний, навыков, производительности труда отдельных работников в результате пройденного обучения. Общая эффективность деятельности организации, как правило, не рассматривается.
Совсем недавно было проведено исследование, основной задачей которого было восполнить пробел в наших знаниях о связи обучения с эффективностью организации в целом. Результаты исследования помогают ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в обучение сотрудников. А если стоит, то, каких изменений следует ожидать от инвестиций в обучение и развитие персонала. Было проанализировано порядка 70 исследовательских работ, основной задачей которых было оценить наличие и силу связи между интенсивностью обучения персонала и основными показателями эффективности деятельности организации.
Интенсивность обучения, или активность организации в плане обучения и развития своих сотрудников, оценивалась с помощью таких показателей, как количество учебных часов, размер инвестиций в обучение, процент сотрудников, вовлеченных в учебные программы, оценки руководством компаний важности и необходимости обучения сотрудников.
В качестве показателей эффективности деятельности организации рассматривались следующие:
общее отношение сотрудников к работе в организации: удовлетворенность, приверженность, преданность компании, уровень мотивации, желание работать в данной компании;
текучесть кадров, частота прогулов;
человеческий капитал: совокупный уровень знаний, навыков и способностей персонала;
производительность труда;
качество производства и обслуживания;
финансовые показатели деятельности организации: обороты, уровень прибыли, рентабельность и т.п.
Коротко - о результатах проведенного исследования.
1. Обучение положительно связано с качеством производства и обслуживания: в тех организациях, которые интенсивно обучают своих сотрудников, по сравнению с теми, которые уделяют обучению незначительное внимание относительно меньше уровень брака, выше удовлетворенность клиентов обслуживанием. Обучение положительно связано и с производительностью труда (объемом произведенной продукции, объемом продаж), но слабее, чем с качеством производства и обслуживания.
2. Обучение положительно связано с "гуманитарными показателями": чем выше интенсивность обучения в компании, тем лучше отношение к ней со стороны сотрудников, тем, естественно, выше совокупный уровень знаний, навыков и способностей персонала, а также несколько ниже текучесть кадров, число прогулов и количество случаев нарушения трудовой дисциплины.
3. Влияние интенсивности обучения на качественные и количественные производственные показатели даже несколько сильнее, чем на "гуманитарные показатели". Неожиданный факт. Казалось бы, обучение должно, в первую очередь, привести к приросту человеческого капитала, к улучшению отношения сотрудников к организации, а уж потом к улучшению качественно-количественных показателей производственной деятельности. Однако, скорее, верно обратное.
4. Данных о наличии положительной связи между обучением и объективными финансовыми показателями организации обнаружено не было. По-видимому, дело в следующем. Во-первых, финансовые показатели подвержены влиянию слишком большого числа факторов (помимо обучения персонала). Во-вторых, изменение финансовой эффективности - достаточно длительный процесс, соответственно, эффект обучения может быть отсроченным.
Информация подготовлена специалистами компании "Антропос-консалтинг" (www.antropos.ru) по материалам статьи: Tharenou, P., Saks, A. M., Moore, C. (2007).
Компании вкладывают немалые деньги в обучение сотрудников. Естественно, что делают они это не ради удовлетворения познавательной потребности персонала, а для повышения эффективности деятельности организации в целом. Следовательно, для того, чтобы понять, стоит ли вкладывать деньги в обучение, организация должна располагать данными и методологией оценки эффективности обучения на уровне компании в целом. Иначе говоря, необходимо выяснить, существует ли положительная связь между интенсивностью обучения сотрудников и показателями деятельности организации в целом.
В то же время, большинство современных теоретических моделей и исследований посвящено индивидуальным показателям эффективности обучения: например, тому, повысился ли уровень знаний, навыков, производительности труда отдельных работников в результате пройденного обучения. Общая эффективность деятельности организации, как правило, не рассматривается.
Совсем недавно было проведено исследование, основной задачей которого было восполнить пробел в наших знаниях о связи обучения с эффективностью организации в целом. Результаты исследования помогают ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в обучение сотрудников. А если стоит, то, каких изменений следует ожидать от инвестиций в обучение и развитие персонала. Было проанализировано порядка 70 исследовательских работ, основной задачей которых было оценить наличие и силу связи между интенсивностью обучения персонала и основными показателями эффективности деятельности организации.
Интенсивность обучения, или активность организации в плане обучения и развития своих сотрудников, оценивалась с помощью таких показателей, как количество учебных часов, размер инвестиций в обучение, процент сотрудников, вовлеченных в учебные программы, оценки руководством компаний важности и необходимости обучения сотрудников.
В качестве показателей эффективности деятельности организации рассматривались следующие:
Коротко - о результатах проведенного исследования.
1. Обучение положительно связано с качеством производства и обслуживания: в тех организациях, которые интенсивно обучают своих сотрудников, по сравнению с теми, которые уделяют обучению незначительное внимание относительно меньше уровень брака, выше удовлетворенность клиентов обслуживанием. Обучение положительно связано и с производительностью труда (объемом произведенной продукции, объемом продаж), но слабее, чем с качеством производства и обслуживания.
2. Обучение положительно связано с "гуманитарными показателями": чем выше интенсивность обучения в компании, тем лучше отношение к ней со стороны сотрудников, тем, естественно, выше совокупный уровень знаний, навыков и способностей персонала, а также несколько ниже текучесть кадров, число прогулов и количество случаев нарушения трудовой дисциплины.
3. Влияние интенсивности обучения на качественные и количественные производственные показатели даже несколько сильнее, чем на "гуманитарные показатели". Неожиданный факт. Казалось бы, обучение должно, в первую очередь, привести к приросту человеческого капитала, к улучшению отношения сотрудников к организации, а уж потом к улучшению качественно-количественных показателей производственной деятельности. Однако, скорее, верно обратное.
4. Данных о наличии положительной связи между обучением и объективными финансовыми показателями организации обнаружено не было. По-видимому, дело в следующем. Во-первых, финансовые показатели подвержены влиянию слишком большого числа факторов (помимо обучения персонала). Во-вторых, изменение финансовой эффективности - достаточно длительный процесс, соответственно, эффект обучения может быть отсроченным.
Информация подготовлена специалистами компании "Антропос-консалтинг" (www.antropos.ru) по материалам статьи: Tharenou, P., Saks, A. M., Moore, C. (2007).