Цель обучения
Снабдить участников тренинга простыми и эффективными технологиями креативности, позволяющих эффективно решать индивидуально и в группе нестандартные и сложные бизнес-задачи.
В программе тренинга
Мозговой штурм (brainstorming)
Метод мозгового штурма придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века. Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. К примеру, поиск нового названия продукта или компании, поиск нестандартных подходов, - одним словом, когда есть задача, и нет представления, как к ней подступиться, с чего начать.
Составление ментальных карт (mindmapping)
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и анализа связей. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Составление концептуальных карт (conceptmapping)
Concept mapping — это технология визуализации взаимоотношений между различными концептами (concepts), понятиями, идеями, представлениями. Подобная привязка вскрывает логическую структуру рассматриваемого комплексного объекта. Концепт-карты позволяют проследить преемственность идей, выявить развитие концепций, которые генерируются участниками рабочих и креативных групп, обнаруживать неочевидные связи и генерировать нестандартные решения.
Синектика
Наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества — синектика (предложена В. Дж. Гордоном), которая является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Д. Гордон разработал этот метод решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.
Контрольные таблицы Осборна
Техника модификации задачи. Ответив на ее 10 пунктов, вы можете получить обобщенный и нетривиальный вариант решения задачи или выхода из ситуации. Вот некоторые из этих пунктов:
- использовать иначе! (необходимо ответить на вопрос, можно ли найти другое применение изучаемому объекту или явлению?);
- привести в соответствие! (найти аналогии);
- изменить! (какие именно элементы можно изменить и как?) и др.
Анализ слов – раздражителей
Техника основана на активизации творческого мышления с помощью случайных входящих сигналов, никак логически не связанных с темой обсуждения или исследования. Наиболее эффективна для разработки новых продуктов, мероприятий, рекламы.
Морфологический ящик
Пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении. Данная методика применима для решения как технических, так и бизнес-задач.
Стратегия креативности Уолта Диснея
Уолт Дисней был, наверное, одним из самых творческих мыслителей нашего времени. Со своим талантом в создании мультфильмов он преобразовал всю эту индустрию и построил чрезвычайно успешную коммерческую империю. Он был одержим высокими стандартами качества, творчества и совершенства. Его фильмы - это сочетание преувеличенных черт характера, волнующей музыки, сюжетов, основанных на нравах людей, и ярких крайностей в неподвижности и движении, проводящих зрителей через широкий спектр эмоциональных состояний.
Для создания новых героев, сюжетов и постановок Дисней использовал вполне определенный стиль мышления. Он состоял из трех этапов:
- Мечтатель
- Практик
- Критик
Метод Уолта Диснея применяется для упрощения прохождения пути от генерации идеи до планов её практической реализации в различных творческих и бизнес-проектах.
Методы проведения
Интерактивные мини-лекции, ролевые и ситуативные игры, дискуссии, работа в малых группах, упражнения в парах, индивидуальная тренировка.
Время проведения
10.00. – 18.00. (2 дня).