Корпоративный психолог – современный тренд развития крупных компаний. Сегодня большинство работодателей понимают, что благоприятный психологический климат в коллективе является важнейшим условием для успешного развития. Даже руководители небольших организаций, в современных условиях, все больше пользуются услугами корпоративных психологов. В связи с этим востребованность таких специалистов постоянно возрастает и, как следствие, возрастает потребность в качественных, комплексных образовательных программах, направленных на развитие компетенций в сфере организационной и бизнес-психологии.
Продолжительность
10 месяцев
Форма обучения
Очная с использованием дистанционных образовательных технологий.
5 очных сессий по 3 дня + дистанционный формат + самостоятельная работа с использованием электронных ресурсов.
Документ
Удостоверение о повышении квалификации Тренингового Агентства «Мастер-Класс» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности№ 1110 выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.08.2014).
Кому адресована программа
Программа будет полезна психологам, коучам, корпоративным тренерам, руководителям и специалистам HR служб, консультантам, педагогам.
Цель обучения
Формирование и развитие компетенций, необходимых для системной работы в сфере организационной психологии и психологического бизнес-консультирования.
Задачи обучения
- Сформировать представление об особенностях организационного развития и человеческом факторе в трудовой деятельности организации.
- Освоить навыки индивидуального психологического консультирования сотрудников.
- Освоить навыки психологического консультирования руководителей по вопросам управления социальными отношениями.
- Освоить методы урегулирования конфликтов в организации.
- Сформировать компетенции, необходимые для осуществления профессиональной экспертизы и психологического консультирования по вопросам адаптации, развития управленческого потенциала, групповой сплоченности, мотивации, управления стрессом и благополучием сотрудников.
Освоение программы «Организационная психология и психологическое бизнес-консультирование» направлено на формирование следующих компетенций:
Модуль 1. Организация как система. Законы функционирования организационных систем. Корпоративная культура
Организация как социальная система. Организационные структуры управления
- Что такое организация? Системный подход к изучению организации
- Свойства организационных систем. Внешняя и внутренняя среда организации и их взаимодействие
- Миссия и цель организации
- Жизненный цикл организации
- Типовые проблемы развития и кризисы организаций
- Концепции и модели управления организационными изменениями
- Управление изменениями бизнес-процессов организации: подходы к оптимизации бизнес-процессов
- Структурные характеристики организации: понятие организационной структуры, разделение труда, управление и контроль.
- Традиционные (классические) организационные структуры
- Современные модели организационных структур
Законы и принципы функционирования организации как системы
- Организация как система. Элементы организации как системы.
- Взаимодействие между элементами системы
- Законы и принципы развития организации.
- Последствия нарушения законов организационных систем.
Организационное развитие
- Жизненный цикл организации
- Типовые проблемы развития и кризисы организаций
- Концепции и модели управления организационными изменениями
- Управление изменениями бизнес-процессов организации: подходы к оптимизации бизнес-процессов
Бизнес как деятельность
- Субъекты бизнеса: участники, роли
- Основные компоненты понятий «должность» и «служебные обязанности»
- Взаимоотношения субъектов бизнеса: конкуренция и партнерство, доверие и недоверие
- Имидж и HR-брендинг как фактор развития бизнеса
Компетенции и функции руководителя
- Лидерство и руководство
- Функции и структура деятельности руководителя
- Стили руководства как управленческий инструментарий. Личность и стили принятия решений.
- Различные виды классификации руководителей, акценты в руководстве с учетом психологических особенностей
- Психологические аспекты принятия управленческого решения: специфика управленческих решений
- Профессионализм и авторитет руководителя и его формирование
Корпоративный психолог в процедурах HR
- Специфика взаимодействия с HR специалистами
- Функции при подборе персонала
- Интервью при подборе. Составление психологического портрета
- Технологии адаптации персонала
- Инструменты оценки и развития компетенций персонала
- Консультации по вопросам карьеры
Корпоративная культура
- Корпоративная культура как элемент внутренней среды организации и объект управления. Составляющие корпоративной культуры. Ценности
- Влияние корпоративной культуры на эффективность системы менеджмента
- Аудит корпоративной культуры: практические рекомендации по организации исследования.
- Анализ миссии и ценностей, культивируемых организацией
- Изучение удовлетворенности персонала, HR метрик, влияния HR бренда
- Анализ корпоративного кодекса, корпоративного сайта, внутрифирменных коммуникаций, корпоративных мероприятий
Модуль 2. Корпоративный психолог: компетенции, роли и задачи в бизнес-среде. Технологии и методы работы корпоративного психолога
Личность и компетенции корпоративного психолога
- Роли корпоративного психолога (диагност, конфликтолог, профайлер, психолог-консультант, коуч, тренер, участник HR процедур). Возможности, ограничения каждой роли
- Области экспертизы корпоративного психолога – обязательное и желательное. Выбор вектора развития, специализация эксперта
- Личностные качества и ценности, приводящие к успеху
- Портрет эффективного корпоративного психолога
Организационная диагностика.
- Структура, виды и этапы диагностики в организации
- Цель, задачи и основные методы диагностики социально-психологического климата в коллективе
- Методы диагностического исследования
- Анализ, интерпретация и использование данных организационной диагностики
Навыки эффективной коммуникации
- Активное слушание
- Беседа с использованием коучинговых вопросов
- Коммуникация на уровне «взрослый-взрослый»
- Обратная связь
- Конструктивная критика
- Мотивирующая беседа
- Влияние коммуникаций и кросс-функционального взаимодействия на эффективность бизнеса
Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность
- Понятия Эмоциональный интеллект и Эмоциональная компетентность
- Чувства базовые и социальные
- Управление собой и самоосознанность
- Как проживать чувства. Разница между проживанием и выражением
- Как понимать свои эмоции
- Как и когда управлять своими эмоциями
- Как быть с чувствами других людей. Общение без «спасения»
- Как понимать эмоции других людей
- Как управлять эмоциями других людей
- Техники работы с негативными эмоциями
Психологическое консультирование как вид психологической помощи субъектам бизнеса
- Специфика применения психологического консультирования в корпоративном формате. Запросы со стороны руководителей, специалистов
- Организация процесса консультирования. Консультативный контракт. Распределение ролей, ответственности
- Методология корпоративного психолога, учет корпоративной специфики, выбор консультативной стратегии
- Гайд «Этапы консультирования. Задачи, техники, типичные ошибки»
Коучинг, как вид психологической помощи
- Задачи, решаемые с помощью коучинга. Основные парадигмы и условия эффективности метода
- Искусство задавания вопросов и обратной связи в коучинге. Особенности позиции коуча и клиента
- Применение инструмента GROW в процессе коучинга. Модель T-коммуникации
Создание команды. Повышение сплоченности команд
- Типы запросов компаний на «командообразование». Сплоченность членов команды и результативность
- Жизненный цикл команды по Б. Такману. Моделирование командного взаимодействия
- Форматы командообразующих мероприятий
- Разработка оптимального модуля под задачи руководства и команды
Технологии социально-психологического развития и обучения персонала
- Бизнес-тренинг. Задачи, решаемые с помощью тренинга
- Востребованные темы тренингов
- Основные принципы проведения тренинга
- Интерактивность, развитие навыков, адаптация к реалиям бизнеса
- Управление групповой динамикой. Структура, формат, инструменты тренинга
- Креативные сессии
- Стратегические сессии.
Модуль 3.Управление конфликтами в организации
Основы конфликт-менеджмента
- Понятие и феномен конфликта
- Причины возникновения и роль конфликтов в организации
- Структура конфликта
- Типы конфликтов и их особенности
- Классификация причин конфликтов
- Анализ причин конфликтов
- Основные периоды и динамика конфликта
Участники конфликта и конфликтные переживания. Стратегии и тактики конфликтного поведения.
- Стратегии и тактики конфликтного поведения. Типология ресурсов и характеристики участников конфликта
- Активизация участников. Стадии развития конфликта
- Модели поведения в конфликтной ситуации
- Развитие эмоциональных состояний в конфликте. Управление эмоциями в конфликте
- Рефлексивная саморегуляция. Рефлексивное управление
- Самоидентификация в конфликте. Особенности самоопределения
- Анализ индивидуальных стилей поведения участников группы и рекомендации по преодолению проблем, возникающих у них в конфликтных ситуациях
- Конструктивные стили поведения в конфликтах
- Приёмы психологической защиты в конфликтных ситуациях
- Техники оперативной саморегуляции
- Ситуационный стресс-менеджмент
- Методы противостояния агрессивному и манипуляционному психологическому воздействию
- Ассертивное (уверенное) поведение
- Мотивация оппонентов в конфликте
- Кейсы и ролевые игры
Способы управления конфликтными ситуациями
- Приёмы психологической защиты в конфликтных ситуациях
- Техники оперативной саморегуляции
- Ситуационный стресс-менеджмент
- Методы противостояния агрессивному и манипуляционному психологическому воздействию
- Ассертивное (уверенное) поведение
- Мотивация оппонентов в конфликте
- Кейсы и ролевые игры
Влияние в бизнесе. Экологичное влияние
- Принципы экологии отношений
- Психологические манипуляции
- Методы защиты от манипуляции
- Инструменты влияния руководителя
- Приемы влияния через эмоции
- Тактические приемы влияния
- Развитие навыков двусторонней аргументации
- «Силовые» методы влияния
Профилактика конфликтов в организации
- Выявление и предотвращение конфликтных ситуаций
- Посредничество в конфликте: принципы и методики
- Рекомендуемые меры по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций в коллективе
- Ключевые принципы организации эффективной совместной деятельности
- Фасилитирование групповых процессов
Медиативные техники работы с конфликтами
- Специфика и принципы медиации
- Роль и функции медиатора
- Содержание медиации
- Стратегия и тактика поведения медиатора
Модуль 4. Управление стрессом. Работа с неудачами и потерями в бизнесе
Понятие стресса и особенности его развития
- Что такое стресс?
- VUCA-мир как основание для размножения стресс-факторов (стрессоров)
- Основные признаки стресса, его виды и стадии развития
- Стрессогенные факторы – причины и последствия стресса
- Основные признаки стресса по 4 составляющим – мысли, эмоции, тело, поведение
- Психологические типы и привычные способы реагирования на стресс
- Установки и их роль в появлении стрессов
- Динамика стресса, что происходит в нашем организме, цикличность изменений
- Психосоматическое воздействие стресса
Стресс-менеджмент. Стратегия поведения в стрессовых ситуациях
- Привычные способы реагирования на стресс
- Выбор лучшей реакции в зависимости от произошедшей стрессовой ситуации
- Техники саморегуляции в стрессовых ситуациях
- Соотношение «хочу»/«надо»
- Методы быстрой самоорганизации, эффективные методы расслабления и восстановления
- Ассертивное (уверенное) поведение
- Осознание важности и значимости своей роли
- Методы обретения уверенности в стрессовом состоянии
- Умение держать удар и говорить: «Нет»
- Правила вежливого отказа
- Техники противостояния агрессии и манипуляции
Эмоциональное выгорание
- Эмоционально выгорание сотрудников и руководителей. Причины и последствия
- Основные стратегии работы с эмоциональным выгоранием
- Управление эмоциями в состоянии стресса и профилактика эмоционального выгорания
Технологии управления стрессом сотрудников
- Диагностика уровня стресса сотрудников. Приемы самооценки стресса
- Реакции тела и психики в ситуации стресса
- Упражнения для снижения уровня стресса сотрудников, снятия «нервных зажимов», повышения стрессоустойчивости и жизнестойкости в условиях высоких рабочих нагрузок, многозадачности, цейтнота
- Организация работы по снижению стресса в компании
Работа с неудачами и потерями в бизнесе
- Работа с острыми стрессовыми ситуациями. Методы работы
- Телесно-ориентированные и PW техники
- Влияние психологического состояния руководителя на подчиненных
Модуль 5. Управление благополучием сотрудников. Концепция Well-being
Мотивация и самомотивация к развитию
- Понятие о потребностях, мотивах и стимулах
- Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу; теория мотивации К. Алдерфера; мотивационно-гигиеническая теория Ф. Херцберга; теория трех потребностей Д. Мак-Клелланда
- Процессуальные теории мотивации: теория ожидания В. Врума; теория постановки целей; теория справедливости
- Мотивация и результативность деятельности
- Основные подходы к управлению мотивацией и их применение на практике
- Проблемы мотивации к развитию, саморазвитию и совершенствованию
- Формирование мотивации и связь с энергией развития
Нематериальное стимулирование
- Лояльность – возникновение и уровни лояльности
- Состав команды: попутчики или соратники?
- Инструменты и методы формирования лояльности
- Минута на похвалу. Обратная связь и способы ее передачи
- Наказание и поощрение
- Стиль управления как сильный мотивационный фактор
- Вдохновляющие цели
- Нематериальное стимулирование: приемы, возможности и ограничения
- Компенсационный пакет
- Cafeteria-plan
- Инструменты самомотивации
- Счастье в деятельности
Тонус-менеджмент и энерго-менеджмент, как инструменты управления благополучием сотрудников
- Энергия как управляемый ресурс
- Аудит энергии и уровня профессионального вдохновения\выгорания – индивидуальные и командные показатели
- Ресурсные и нересурсные состояния
- Отсутствие энергии и мотивации на выполнение поставленных задач
- Работа с «ресурсными» состояниями
- Мысли и реальность, обучение видеть факты и взаимодействовать с фактами
- Техника рефрейминга (изменения отношения к ситуации)
- Выработка навыков позитивного мышления в сложных ситуациях
- Техника концентрации на деталях
- Упражнения по набору энергии
Внутренняя энергия
- Смыслы, ценности и самоидентичность, как энергетические факторы
- Почему мы знаем, как правильно жить/работать, но не делаем?
- Работа в авральном режиме и выход из зоны комфорта, последствия для организма
- Энергичность и внутренняя энергия и ее источники
- Как организация своей жизни влияет на активность человека?
Ресурсы человека как источник энергии
- Четыре источника энергии: здоровье, мотивация, эмоции, творчество
- Основы психосоматики – влияние работы мозга на здоровье
- Психосоматические заболевания, профессиональное выгорание и синдром «трудоголика»
- Психологическая гигиена профилактика эмоционального истощения
- Управление своими эмоциями, формирование положительных впечатлений
- Состояние «потока» как прийти к ежедневному ощущению счастья?
- Творчество в рутинной деятельности, где найти источники идей
- Как работать энергично и без последствий для организма?
Концепция well-being. Внедрение well-being в компании
- Что такое well-being
- Пять аспектов well-being и что с ними делать
- Как начать работать над well-being
- Шаги по внедрению концепции благополучия
Уникальность программы
- Программа разработана на основе краткосрочных программ обучения Тренингового агентства «Мастер-Класс», реализуемых с 2006 года, прошедших многократную апробацию и доказавших свою эффективность.
- Участники получат уникальные технологии корпоративного психологического консультирования, а также набор многократно апробированных инструментов и приёмов, необходимых в работе корпоративного психолога.
- С участниками постоянно работают индивидуально по развитию их сильных сторон.
Технологии реализации программы
Программа направлена на изучение современной организационной психологии и методов психологического бизнес-консультирования, включает разносторонние варианты упражнений, кейсов и игр, раскрывающих возможности корпоративного психолога и демонстрирующих таланты слушателей.
Программа поможет участникам более творчески подходить к учебному процессу, сформировать и развить мастерство психолога; подготовиться и успешно провести свою первую консультацию; получить развернутый анализ проведённой консультации и оценку эффективности обучения.
Объем программы
Общий объем программы составляет 234 академических часов. Из них:
- 120 ак. ч. – очная активная форма обучения (5 модулей по 24 ак. ч.)
- 40 ак. ч. – дистанционный формат обучения – практикум + консультации и методическое сопровождение (в межмодульный период 8 ак. ч. по каждому модулю)
- 20 ак. ч. – выполнение практических заданий для промежуточной аттестации (в межмодульный период 4 ак. ч. по каждому модулю)
- 10 ак. ч. – промежуточная аттестация (2 ак. ч. по каждому модулю)
- 40 ак. ч. – подготовка к итоговой аттестации (выполнение итоговой работы)
- 4 ак. ч. – итоговая аттестация
Время проведения и режим очных занятий
5 очных сессий, выстроенных по модульному принципу. Продолжительность сессии – отдельного модуля 3 дня, с 10.00 до 17.00.
Промежуточная аттестация
После каждого модуля участники самостоятельно выполняют практические задания, направляют их преподавателям (тренерам) программы на проверку и получают обратную связь в виде рекомендаций и предложений. При условии успешно выполненных заданий в межсессионный период слушатели получают аттестацию.
Итоговая аттестация и документы об окончании программы
К итоговой аттестации участники допускаются по результатам освоения всех модулей на основании выполненных и представленных в установленные сроки практических заданий.
Итоговая аттестация проходит в четыре этапа:
I этап – в форме тестирования по темам 5 модулей.
II этап – демонстрация навыков диагностики социально-психологического климата в организации (Решение кейса).
III этап – демонстрация навыков индивидуального психологического консультирования.
IV – демонстрация навыков психологической работы с группой.
По итогам IV этапа, аттестационная комиссия дает развернутый отзыв на представленный тренинг и принимает решение о результатах итоговой аттестации и присвоении квалификации «Корпоративный психолог».
После успешного прохождения аттестационных испытаний участники получают:
Удостоверение о повышении квалификации (Лицензия № 1110 выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.08.2014).