Ассессмент-центр
Ассессмент центр, или центр оценки(от англ. assessment center) — один из методов комплексной оценки персонала, основанный на использовании взаимодополняющих методик, ориентированный на оценку реальных качеств сотрудников, их психологических и профессиональных особенностей, соответствия требованиям должностных позиций, а также выявление потенциальных возможностей специалистов. На сегодняшний день ассессмент-центр является одним из наиболее точных методов оценки компетенций сотрудников.
Оценка участников производится посредством наблюдения их реального поведения в моделирующих упражнениях. Внешне метод похож на бизнес-тренинг: участникам предлагаются деловые игры и задания, но их цель — не развить умения и навыки, а предоставить равные для всех возможности проявить компетенции в моделируемых деловых ситуациях.
В каждом упражнении за каждым участником наблюдает эксперт или группа экспертов (ассессор). Их задача – подробно фиксировать поведение участника. После проведения задания задача наблюдателя-эксперта провести классификацию поведения (отнести поведение к той или иной оцениваемой компетенции), а затем оценить эти компетенции (технология НОКО – наблюдение, описание, классификация, оценивание).
Важнейшей составляющей метода является сведение оценок экспертов, полученных в отдельных упражнениях, в интегральные оценки по компетенциям. Чаще всего это делается в ходе совместного обсуждения экспертами полученных результатов, обоснования и защиты итоговой оценки. Такая групповая экспертная работа позволяет снизить субъективность полученных оценок и добиться более высокого качества прогнозов на их основании. Сведение может проходить также и с помощью статистических процедур.
Цель проведения Ассессмент Центра
Оценить знания и навыки участника по модели компетенций путем оценки демонстрируемого поведения для планирования дальнейшего его развития.
Этапы Ассессмент-Центра
1. Создание модели компетенций.
Консультанты совместно с представителями компании разрабатывают модель компетенций участника. Разработка происходит на основании сравнения эмпирических и теоретических моделей.
Длительность этапа: 1 день.
Формат: стратегическая сессия.
2. Определение критериев оценки участника на основании разработанной модели компетенций.
Консультанты совместно с представителями компании разрабатывают критерии оценки участника с точки зрения необходимых профессиональных и личных качеств, опыта работы, уровня образования и т.д.
Длительность этапа: 1-2 часа.
Формат: личная встреча, переговоры.
3. Определение поведенческих индикаторов компетенции для оценки критериев.
Найденные критерии необходимо оценить и выяснить, на что именно наблюдающие будут смотреть, чтобы определить уровень выраженности компетенций работника. На основании выделенных индикаторов будут сформированы оценочные листы для ассессоров.
Длительность: 8 часов.
Формат: предварительно предложенные индикаторы согласовываем с Заказчиком при личной встрече.
4. Составление оценочных листов.
Определенные критерии оценки и индикаторы необходимо занести в форму "оценочный лист".
5. Подбор содержательной части Ассессмент-Центра.
Подбор кейсов, упражнений, игр, заданий, тестов для оценки знаний, навыков и моделей поведения участников. Возможно использование материалов как отвлеченного игрового характера, так и реальных ситуаций (примеров, кейсов, продуктов) Заказчика.
6. Обучение-инструктаж наблюдателей
На этом этапе для наблюдателей и заинтересованных лиц проводится обучение-инструктаж по самой процедуре Ассессмент-Центра, разъясняется значение поведенческих индикаторов, порядок заполнения оценочных листов, принципы подведения итогов. Проводится тренировка навыков наблюдения, а также передача технологии Ассессмент-центра.
Длительность: 8 часов.
Формат: тренинг – инструктаж.
7. Проведение процедуры оценки участников (Ассессмент-Центр)
Процедура оценки работников проходит в несколько этапов:
- Инструктаж участников.
- Заполнение теоретических тестов.
- Проведение кейсов на оценку поведенческих индикаторов.
В процедуре участвуют: ассессоры, ведущий, оцениваемые сотрудники.
Длительность: 6 часов, с перерывами на кофе-брейк.
Для каждой группы: 15 человек.
8. Подведение итогов.
После проведения процедуры оценки, проводится подведение итогов процедуры с анализом оценочных листов и сбора субъективных мнений наблюдателей по каждому участнику оценки.
Длительность: 1-2 часа.
Участники: ведущий, ассессоры, представители Заказчика.
9. Составление отчета
После проведения процедуры оценки Ассессмент-Центра и анализа результатов составляется сводный отчет с анализом материалов, процедуры, результатов, работы наблюдателей.
Отчет вместе с используемыми материалами передается представителю заказчика.
Отчет дополняется планами индивидуального развития каждого участника