Когда вам улыбается незнакомый человек. Агрессивные активные продажи физическим лицам: есть ли у них будущее?
Есть мнение, что современную продажу нельзя назвать успешной, если покупатель не будет действительно доволен приобретённым товаром или услугой. Времена «одноразовых» продаж определённо уходят. Как реклама, так и антиреклама мгновенно распространяется в сети Интернет. Более-менее образованные покупатели больших городов стали лучше разбираться в качестве товара, беречь своё личное пространство, заботиться о соблюдении своих прав и ценить своё время. Роль активных продавцов не завидна – их называют «втюхивателями», ругают за навязчивость. Их тормозят объявлениями на дверях учреждений: «Коробейникам вход запрещён».
Гуляя по улицам с детской коляской, я подхожу к владельцам таких же машин, на какой ездим мы, для того, чтобы приглашать их в наш автоклуб – абсолютно не коммерческое сообщество. Обычно я делаю комплимент машине, рассказываю о нашей и сразу же завязывается приятная беседа. Недавно я поторопилась, буркнула что-то про машину и сразу же протянула автомобилисту буклет клуба. Вероятно, он решил, что я вручаю ему какую-то коммерческую рекламу, и надо было видеть, как поскучнело его лицо, и как отстраненно он взял буклет в руки.
Незнакомый человек, подходящий ко мне на улице с улыбкой на лице, вызывает стойкую ассоциацию – он хочет мне что-то продать. Причем, ожидания сугубо негативные: «Сейчас он заберет у меня время и, возможно, деньги». И почему-то никогда не приходит в голову позитив: «Оу, я смогу выгодно купить у него что-то интересненькое!». Хотя, возможно, именно в этот момент я как раз иду по магазинам с неодолимым желанием оставить там свои деньги. В чем же дело? Возможно – в том, что покупатель сам хочет быть активным в своей деятельности и, кроме того, иметь возможность выбора?
Классическая продажа включает в себя следующие этапы:
- Вхождение в контакт
- Выявление потребностей покупателя
- Презентация товара
- Ответы на вопросы
- Заключение сделки
Несомненно, первый этап – сложнейший и, возможно, самый ответственный. Потому, что если контакт налажен, то ошибки остальных этапов теоретически можно поправить. А если нет – то остальных этапов просто не будет. Вот на улице меня пытается остановить молодой человек в деловом костюме с планшетом в руках: «Вы хотите похудеть? Пройдемте на бесплатное взвешивание и измерение жира в вашем организме». Да с чего он вообще взял, что я собираюсь худеть? С того, что я женщина? Кто сказал, что все женщины хотят худеть? Какое измерение жира? Я не кусок свинины и не хочу ничего мерить! Контакт провален, но я не могу представить себе продавца, который заинтересовал бы меня этим предложением. Слишком прозрачна ситуация – костюм, улыбка, планшет… караул, мне что-то хотят продать, надо спасаться!
Ещё пример неудачной попытки войти в контакт. Однажды к нам в офис бодро вошли два юноши и направились почему-то прямо к моему столу. На глазах у моих изумленных коллег один из них опустился на колено, снял шляпу и манерно сообщил о том, что вчера я дала согласие выйти за него замуж. Это была попытка презентовать спектакль, билеты на который продавали молодые люди. В какой-то момент всем стало смешно, но вскоре всеобщее раздражение взяло вверх. Мы с позором выгнали упирающихся презентаторов из офиса – не за саму презентацию, а за то, что они не спросили заранее разрешения на её проведение, отвлекли сотрудников от работы, и, кроме того, могли ввести в заблуждение наших клиентов.
Приведу пример и успешной активной продажи. Золотым ключиком к моей персоне оказался юмор. Однажды в электричке я купила абсолютно не нужный мне на тот момент набор иголок после того, как продавец рассказал, что, якобы, эти иголки переплавлены из обшивки списанного шаттла, а значит, они побывали в космосе. Эта байка показалась мне очень забавной, и я поддержала продавца.
Но, в общем и целом репутация агрессивных продаж товаров и услуг сильно подмочена. Появляются методики НЛП уже третьего поколения, но в тоже время развивается потребительское чутьё обывателей, что позволяет противостоять манипуляциям. Улыбка незнакомого человека настораживает, и потенциальные покупатели учатся говорить «нет». Так есть ли будущее у такого рода активных продаж?
М. Степанова, методист ТА «Мастер-класс»