Пять условий успешного делегирования полномочий сотрудникам
Эффективное управление сотрудниками невозможно без передачи им части своих полномочий. Однако, управленцы зачастую избегают делиться своими правами и обязанностями с подчинёнными, т.к. опасаются за качество результата. В итоге руководитель «тащит на себе» всю нагрузку, что сказывается, опять же, либо на качестве работы, либо уже на качестве жизни самого руководителя.
Для того чтобы при делегировании полномочий не пострадали интересы дела, существуют пять условий, выполнив которые, можно быть достаточно уверенным в том, что ваш сотрудник вас не подведёт.
1. Чётко сформулируйте ожидаемый результат
Поручила жена мужу процедить компот. Муж процедил, торжественно приносит ей дуршлаг с ягодами. Жена спрашивает: «А где компот?» «Как где? В раковине!».
Проговорите с сотрудником цель делегирования полномочий. Подробно охарактеризуйте эту цель, назовите сроки выполнения. Акцентируйте внимание на важности достижения результата. Попросите сотрудника своими словами повторить сказанное, чтобы убедиться, что он понял вас правильно. Зачастую бывает так, что вещи, очевидные для вас, не совсем ясны вашим сотрудникам.
2. Точно обозначьте «правила игры»
Учительница поручила Вовочке написать объявление о том, что во вторник состоится классное собрание. Вовочка спрашивает, как правильно написать «вторник», учительница отправляет его к словарю. Вовочка повесил объявление: «Днём раньше среды состоится классное собрание». Учительница спрашивает: «А что, в словаре слова «вторник» нет?» «А там на «ф» только «флаг» и «фуфайка».
Сориентируйте сотрудника в границах представляемых ему новых полномочий. Обрисуйте возможные сложности и вопросы, которые могут возникнуть в процессе его действий. Разъясните, когда ему следует действовать самостоятельно, а в какой момент стоит обратиться к вам за помощью.
3. Определите ресурсы и методы работы
Хозяйке на заметку: шуруп, забитый молотком, держится крепче, чем гвоздь, закрученный отверткой.
Перечислите ресурсы – материальные, человеческие, технические и организационные, которые сотрудник может использовать для достижения нужных результатов. Приведите возможные методы работы, которые он может использовать, но не останавливайтесь на этом подробно, чтобы не своим авторитетом не подавить инициативу дебютанта.
4. Предоставьте форму отчётности
Бухгалтер проверяет отчетность у командировочного и в ужасе спрашивает: «Это что за цифра?» «Счет за гостиницу» «А кто вам поручал ее покупать?»
Пропишите стандарты качества, критерии оценки результатов и сроки выполнения работы. Подробно обсудите с сотрудником форму отчётности, чтобы убедиться в том, что он понимает её содержание правильно.
5. Определите перспективу
Состоялся первый съезд российских пессимистов. На повестке дня стоял вопрос создания партии и обсуждение перспектив развития. По результатам обсуждения было принято решение ввиду отсутствия перспектив больше съездов не проводить.
Проговорите как положительные, так и неблагоприятные последствия по итогам делегирования полномочий. Задействуйте разные виды мотивации и стимулирования в соответствии с особенностями данного сотрудника. Кроме финансового поощрения для сотрудника могут быть важны и другие стимулы – ощущение востребованности, переживание успеха, публичная благодарность, популярность среди других сотрудников, возможность попасть в кадровый резерв и т.д.
Теперь, когда эти условия выполнены и полномочия делегированы - можно спокойно заняться теми насущными вопросами, которые не допускают делегирования.
Следите за нашим расписанием открытых тренингов!
Мария Степанова, методист ТА «Мастер-класс»
по материалам тренинга Алексея Сергеева «Эффективное руководство сотрудниками»