Статьи об эффективном руководстве

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЕКРЕТЫ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА СОТРУДНИКАМИ

Интервью с генеральным директором ТА «Мастер-класс», бизнес-тренером, бизнес-консультантом Алексеем Сергеевым.

Бизнес-тренер Алексей Сергеев — интересный собеседник. Его занимательные истории и «профессиональные байки» о современном бизнесе наглядны и поучительны. Сегодня мы поговорим с Алексеем о его авторском тренинге, самом продаваемом тренинге в нашем Агентстве - «Эффективное руководство сотрудниками».

Вопрос: Алексей, здравствуйте! Можно сказать, что в этом году ваш авторский тренинг «Эффективное руководство сотрудниками» отметил свой десятилетний юбилей. И по-прежнему он востребован клиентами, проводится практически каждый месяц. В чём вы видите причину такой популярности этой программы — в актуальности самой проблемы, в убедительности вашего подхода к её решению?

Ответ: Добрый день! Тема руководства всегда актуальна, ведь компании растут, открываются новые организации. Каждый год появляется новая волна руководителей, низшего, среднего, высшего звена, всем нужно обучаться. Опытным руководителям тоже интересно прийти на тренинг - пообщаться с коллегами, сравнить свои управленческие подходы с чужими, с наукой.

Думаю, что клиентов привлекает то, что все идеи, которые заложены в тренинге — оплачены опытом. Поскольку я на своей практике постоянно сталкиваюсь с проблемами руководства и решаю их, то говорю с участниками тренинга на одном языке. Наши проблемы и риски созвучны, совместный поиск перспектив воодушевляет и придаёт силы. Большое количество довольных тренингом клиентов смело рекомендует нашу программу своим коллегам, знакомым — так на тренинге появляются новые участники.

Вопрос. В итоге вы провели уже около 200 тренингов по эффективному руководству с общим количеством обученных человек порядка 2000! Добавляем консалтинг, Круглые столы, выступления на профильных выставках и конференциях… не надоело, нет усталости от темы?

Ответ: Конечно , есть некоторая усталость, но вся моя жизнь — она про руководство. С 89 года, когда был бригадиром в стройотряде, занимаюсь управленческой работой. В 91 году появилась моя первая компания. В результате тренинг переходит в жизнь, жизнь в тренинг и так по кругу. Периодически что-то вдохновляет меня — новая книга, встреча с интересным клиентом. Иногда среди клиентов попадаются настолько позитивные и харизматичные люди, что заряжают энергией надолго.

Вопрос. Алексей, а кто был вашим учителем в вопросах руководящей деятельности? Только ли сама жизнь или же был какой-то человек, случай, тренинг, книга… что помогло вам в становлении как руководителя?

Ответ. В первую очередь это, конечно же, мой отец — хозяйственник с опытом руководящей работы 54 года! Он руководил с 18 до 72 лет, имеет массу наград и очень высокую репутацию в своей отрасли. До сих пор в Вологодской области, где он руководил сельхозпредприятиями, он считается непревзойдённым мастером, человеком-легендой. Он действительно хороший руководитель. Много времени в детстве я провёл в его кабинете, в его уазике и это были яркие впечатления. Позже, когда я начал работать с людьми, многие подходы, решения, слова, интонации отца стали всплывать в памяти уже в новом контексте. Дед и прадед, кстати, также были руководителями.

В качестве учителей порой выступают и клиенты. На своих тренингах нередко встречаюсь с руководителями, которые старше, опытней, мудрее меня. Получаю от них идеи, ценные советы, опыт, причём, не всегда это происходит в позитивной форме. Например, тот, кто переиграл меня в бизнесе, тоже является моим учителем.

Вопрос. Хотелось бы поговорить о содержании программы тренинга « Эффективное руководство сотрудниками ». Существует множество подходов к типологии стилей руководства. Вы тоже не обошли вниманием эту тему на своём тренинге. А встречались ли вам руководители с уникальной манерой управления людьми, которая не поддаётся никакой классификации? Что делать таким персонажам на тренинге?

Ответ. А я как раз не сторонник жёстких типологий. Ни в коем случае нельзя формально следовать каким-бы то ни было классификациям руководителей или сотрудников. Любую стилевую классификацию стоит воспринимать лишь как ориентир, общее направление, подсказку, на что нужно обращать внимание в работе. Хорошего опытного руководителя как раз трудно классифицировать. Если стиль руководства участника не «укладывается» в классификации, с ним как раз ним интересно работать на тренинге.

Вопрос. Алексей, в программе тренинга рассматривается вопрос грамотной постановки задач сотрудникам. Казалось бы, что может быть проще, чем дать работнику задание? Однако, это не так. Можете ли привести пример феерического промаха руководителя при постановке задачи подчинённому?

Ответ. Как-то мы улетали в путешествие в Иран. Собирались в горы, наш гид, он же директор компании — организатора тура забыл взять палатку. До вылета оставалось не слишком много времени и он позвонил домой и попросил свою домработницу срочно взять такси и привезти палатку в аэропорт. Чтобы упростить ей задачу, он сделал акцент на том, что она лежит в зелёном чехле около двери. Домработница выполнила поставленную задачу и, переплатив за такси втрое, в последнюю минуту регистрации привезла… коврик для собаки! Да, он тоже был в зелёном чехле и тоже лежал около двери. В итоге проблему с палаткой пришлось решать по прибытию на место, долго и дорого.

Вопрос. Делегирование полномочий — это, несомненно, тот вопрос в программе тренинга, который вызовет живой интерес участников. А можно ли выдать читателям прямо сейчас какой-нибудь маленький секрет делегирования?

Ответ. В делегировании часто встречаются две крайности. Первая — «Лучше меня всё равно никто не сделает», «Хочешь, чтобы всё сделано всё вовремя и качественно, сделай это сам». Вторая крайность (после которой, кстати, часто и возникает первая) — поручать кому попало всё подряд, без учёта ресурсов, квалификации и мотивации того, кого просим. Без усилий, без тщательного выбора задач и сотрудников под эти задачи, без чёткого проговаривания деталей опыт делегирования получается крайне болезненный. Это приводит к тому, что мы снова начинаем пытаться всё делать сами.

Вопрос. Читаем программу дальше. В теме «Контроль» есть подтема «Как избежать наиболее распространённых ошибок контроля». А какая ошибка контроля самая распространённая среди руководителей?

Ответ. Пожалуй, сама распространённая ошибка контроля — это отсутствие промежуточного контроля: «Вот будет конечный результат, тогда и посмотрю». Как-то мы распространили настольные календари с логотипом и контактами нашей компании, вложив их в одно деловое издание с 40000-м тиражом. Мы получили несколько звонков, но не с заказами, а с вопросами, суть которых сводилась к тому, всё ли у нас в порядке с головой. А дело было в том, что календари из типографии увезли сразу в газету, их выполнение не проконтролировали ни на стадии макета, ни на стадии готовых календарей. Было пропущено 2 стадии контроля, а остаток готового тиража привезли к нам в офис только через 3 дня. Вот тогда мы поняли причину странных звонков - в календарях (!) стояли неверные даты!

Ещё пример отсутствия промежуточного контроля. Сеть массажных салонов вывесила огромный баннер размером с торец многоэтажки прямо перед выходом из метро. И лишь спустя 3 дня осознали, что в этой рекламе указан… неправильный телефон.

Вопрос. На тренинге идёт речь о мотивировании сотрудников. Известно, что ведущим мотивом в профессиональной деятельности далеко не всегда является материальное вознаграждение. Существуют ли некая идеальная мотивация сотрудника?

Ответ. О мотивации говорят достаточно много, но есть один нюанс - не стоит рьяно мотивировать всех и всегда. Исполнители нуждаются в первую очередь в чётких, вразумительных инструкциях и внятной системе материального стимулирования. У сотрудников более высокой квалификации вопрос мотивации более сложный, и, возможно, более значимый. Ситуация идеальной мотивации — это совпадение уникальных особенностей компании с ключевым мотивом сотрудника. Если на работе он может заниматься тем, что ему нравится больше всего в этой жизни и больше нигде он этим заниматься не сможет, то сотрудник мотивирован хорошо и надолго. Среди бизнес-тренеров, кстати, таких большинство.

Встречаются достаточно неожиданные мотивы. К примеру, бывает, что женатые мужчины с маленькими детьми любят командировки и регулярно задерживаются в офисе допоздна. Есть сотрудники, для которых хороший коллектив и комфорт на рабочем месте более значимы, чем высокая зарплата. Для молодых специалистов часто вопрос статуса важнее денег.

Вопрос. В программе есть вопрос «Управление временем руководителя». Методичное планирование, чёткое расписание, жёсткая самодисциплина… Неужели существуют ещё какие-то маневры, которые помогут сберечь время руководителя?

Ответ. Конечно, существуют. Я предлагаю подход, который назвал «радикальный тайм-менеджмент ». Главная его идея в том, что руководитель вообще не должен работать. Естественно, что этого добиться невозможно, но когда начинаешь думать в этом направлении, то появляется очень много идей, как это сделать. Правда, для того, чтобы мало работать, сначала надо хорошо поработать. Если потратить много сил на построение качественной системы бизнес-процессов, то впоследствии руководитель может высвободить до 80 процентов своего времени. Но для этого эффекта необходимо много лет.

Вопрос. Завершается программа темой манипуляций сотрудников по отношению к руководителю и умению противостоять им. Приведите пример какой-нибудь характерной манипуляции сотрудника, с которой вы научите справляться руководителей?

Ответ. Классика жанра — это пространные жалобы сотрудников на трудности в работе или в жизни. Часто за этим стоит не более чем желание поменьше работать. На тренинге мы говорим о том, как противостоять этой и другим манипуляциям сотрудников.

Вопрос. Алексей, вы не находите, что многим крупным руководителям весьма не просто обратиться к тренингу, как к инструменту своего профессионального развития? Именно потому, что они — руководители высокого ранга. Тормозящими факторами могут выступить и высокое самомнение, и неготовность встать в позицию ученика и опасения за свой авторитет. Как можно убедить их прийти на тренинг?

Ответ. В тренинге нет позиции ученика. Есть позиция взрослых опытных людей, который обсуждают и тренируют различные варианты поведения в знакомых ситуациях. Кстати, крупному руководителю тренинг ценен не только возможностью узнать что-то новое или изменить свою манеру работы, но и возможностью получить схемы передачи своего опыта руководителям среднего звена.

Вопрос. А какие самые большие начальники обучались на вашем тренинге?

Ответ. Были заместители министров, директора заводов, топ-менеджеры крупных автомобильных концернов, оборонных предприятий, директора национальных торговой компаний, крупнейших банков. Самому старшему клиенту, кстати, было 67 лет. Обычно первые час-два такие участники наблюдают с некоторой настороженностью, но потом так увлекаются процессом, что их трудно остановить, когда они с энергией и азартом участвуют в упражнениях.

Вопрос. Алексей, а курьёзные случаи, на тренинге «Эффективное руководство сотрудниками» были?

Ответ. Курьёзные случаи постоянно сопровождают тренинги, причём часть из них тщательно спланирована тренером. Но бывают и неожиданные ситуации. Перед проведением корпоративного тренинга на территории клиента мы обязательно прописываем в договоре требования к тренинговому залу. Он должен быть достаточной площади, без лишней мебели, необходим флипчарт и т.д. Однажды наши клиенты выделили для проведения корпоративного тренинга помещение, которое отвечало всем этим требованиям, но в самом центре его … громко шумел фонтан. Поэтому за 15 минут до начала тренинга пришлось все силы бросить на то, чтобы фонтан этот выключить, что оказалось не совсем тривиальной задачей. После этого в нашей компании появилась шутка о том, что в типовой договор хорошо бы включить отсутствие фонтана в тренинговом зале.

Вопрос. Алексей, по материалам одного из ваших тренингов - « Работа с дебиторской задолженностью. Как получать долги, сохраняя отношения » издана книга «Деньги на бочку! Как получать долги, сохраняя деловые и личные отношения». Нет ли планов по поводу « Эффективного руководства сотрудниками »?

Ответ. Да, мы готовим совместно с нашим бизнес-тренером Ларисой Кузнецовой книгу про работу руководителя. Её рабочее название - «Простые секреты руководства».

М.С.: Алексей, спасибо за ответы! Желаем творческих находок, востребованности у клиентов, долголетия Ваших популярных программ и появления новых!

Следите за нашими новостями и расписанием !

Вопросы задавала
методист ТА «Мастер-класс»
Мария Степанова