Кризис-возможности и последствия
16 октября в ТА «Мастер-Класс» проводился круглый стол для руководителей по поводу возникшего экономического кризиса. Вопросы, обсуждавшиеся во время круглого стола, праздными не назовешь: каковы последствия кризиса, какие методы используют руководители, что бы противостоять этим последствиям? Но, наряду с такими не слишком веселыми темами, поднималась и тема возможностей. Кризис – это в том числе ситуация, из которой грамотный человек тоже может извлечь свою выгоду. Какую? На круглом столе удалось выяснить, какую именно.
Один бизнесмен звонит другому во время кризиса:
- Ну, как ты спишь?
- Знаешь, как младенец: каждый час просыпаюсь и плачу…
16 октября в ТА «Мастер-Класс» проводился круглый стол для руководителей по поводу возникшего экономического кризиса. Вопросы, обсуждавшиеся во время круглого стола, праздными не назовешь: каковы последствия кризиса, какие методы используют руководители, что бы противостоять этим последствиям? Но, наряду с такими не слишком веселыми темами, поднималась и тема возможностей. Кризис – это в том числе ситуация, из которой грамотный человек тоже может извлечь свою выгоду. Какую? На круглом столе удалось выяснить, какую именно.
Начнем с последствий.
В первую очередь, руководитель – это человек, поэтому последствия кризиса лежат, в том числе и в эмоциональной сфере. Многие предприятия затихают, сворачивают проекты, пережидают – и продиктовано это не экономическими соображениями, а страхом все потерять. К тому же, для руководителя кризис – это стресс. Чем дольше он продлится, тем больше нервов потратят главы предприятий.
Экономические последствия тоже неутешительны – сворачиваются все неоконченные проекты, программы не первой очередности. Прекратились поступления денег. Акцент в разговорах с клиентами ставится на «здесь и сейчас» - говорить о долгосрочных перспективах стало гораздо сложнее. Для клиентов совершенно неактуальны среднесрочные и долгосрочные проекты. Да и деловая активность в целом сократилась в два-два с половиной раза. В целом ситуацию можно обрисовать так – все затихают, прекращают вкладываться в будущее и пытаются спасти настоящее.
Из описания последствия возникает закономерный вопрос – а как с этим бороться? Тоже затихнуть?
В большинстве своем руководители используют следующие способы:
- Пересматривают издержки и урезают все, что можно урезать, и даже немного того, чего нельзя. Сосредотачиваются на проектах, близких к завершению.
- Останавливают выплаты зарплат сотрудникам. Некоторые договариваются о выплате части зарплат. С поставщиками – та же ситуация.
- Общаются с сотрудниками – в ход идут и мотивирующие беседы, и мозговые штурмы. В кризисе, в том числе и проверяется команда
Насколько все это эффективно, можно будет сказать тогда, когда кризис останется позади. В данный момент можно только предполагать и учитывать, выбирая, какие способы нравятся лично вам.
Ну, хватит о грустном. Перейдем к возможностям.
Во-первых, кризис – это снижение активности ваших конкурентов. Завоевать долю рынка тогда, когда все притихли – проще, чем в период буйного роста. А выигранная позиция окажется за вами. И еще – даже если вы не завоюете рынок, помните, что не все ваши конкуренты переживут кризис.
Во-вторых, кризис – время построений долгосрочных отношений с клиентами. Совместные беды, как известно, сближают. Память о том, что именно вы протянули руку помощи и не бросили своих партнеров и клиентов в сложной ситуации, останется у них надолго.
В-третьих, кризис – это возможность нанять отличного специалиста за меньшие деньги. За последний месяц на сайтах, посвященных набору персонала, резко возросло количество резюме и так же резко упало количество вакансий. Рост зарплат сотрудников остановлен, и сейчас, как никогда, активизировался рынок рабочей силы. Не упускайте момент!
И, наконец, в-четвертых, кризис – это естественный отбор. Это возможность «сбросить жир», проверить свою команду, да и себя на выживаемость. Те, с кем вы переживете кризис, будут вашими лучшими сотрудниками и их подвиг, несомненно, войдет в историю компании. Бодрое состояние тоже обеспечено.
Помните, что любой кризис – это не только потери, но и приобретения.
Если утверждения показались вам голословными, приходите на следующий круглый стол и убедитесь – они берутся не с потолка.
Алексей Сергеев,
бизнес-тренер, генеральный директор ТА "Мастер-Класс"
Екатерина Добрецова,
специалист по диагностике персонала ТА "Мастер-Класс"