Как руководителю развивать опытных сотрудников
Бизнес-тренинг, как инструмент обучения сотрудников компаний, по праву заслужил доверие HRD и большинства руководителей, доказав свою эффективность. Вместе с тем, часто ситуация складывается так, что требуется усилить классический тренинг, чтобы решить задачу бизнеса. Тогда на помощь приходят методы и техники, которые ценны для руководителя как сами по себе, так и гармонично встраиваются в бизнес-тренинг.
Интеграция фасилитации в бизнес-тренинг
Тренинг – происходит от термина «тренировка». И, да, тренинг может быть очень жестким. Фактически, близким к спорту, когда участники выполняют упражнения, направленные на отработку конкретных навыков. Такая модель
обучения позволяет быстро перестроить поведение сотрудника и добиться заметного прогресса.
Однако она не подходит опытным специалистам, которых раздражает давление тренера.
Поэтому для таких групп необходимо пересматривать дизайн тренинга на
более гибкую модель – фасилитации и управляемого обсуждения. Техники
фасилиттации отлично помогают управлять обсуждением, поиском решений и делать выводы.
Термин фасилитация пришёл из социальной психологии. Социальная фасилитация в широком смысле — это изменение поведения человека в присутствии других. Современная трактовка фасилитации чаще встречается не в контексте психологии, а в прикладном значении оптимизации рабочих процессов. Фасилитатор — это человек, который организует, направляет и курирует дискуссию так, чтобы каждый чувствовал себя комфортно и был услышан.
Принципы и личность тренера
Каждый человек – это личность с уникальными качествами и картиной мира. Безусловно, в работе тренера есть удачное сочетание его личных качеств, которое позволяет удерживать внимание и вести группу за собой.
Сильные тренеры обладают целым набором качеств и навыков: стуктурирование инфрормации, харизма, чувство юмора, не директивное лидерство, эмоциональный интеллект и другие. Но уникальность тренера это во многом работа над собой и своими проявлениями. И ещё осознание своих сильных качеств, которые действительно помогают создавать уникальное восприятие программы тренинга.
Тренер привносит в пространство тренинга не только свой опыт и знания, но и оценку группы и участников. В конечном итоге именно это делает тренинг эффективным – синергия общего опыта и конструктивного восприятия материала, который изучается и создаётся группой. Чем опытнее группа, тем больше внимания тренеру необходимо уделять этому аспекту. Поэтому осознанная работа над собой и своими сильными сторонами ведёт тренера к мастерству.
Метапозиция при работе со сложными участниками
Альберт Эйнштейн справедливо утверждал, что «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень». Это фраза хорошо определяет метапозицию.
На практике метапозиция – это ментальное явление, при котором тренер не вовлекается в процесс обсуждения или конфликт в группе, не занимает одну из сторон. Он остаётся «над».
В процессе работы с «трудными» участниками тренер может вступить со своими аргументами в спор и потерять много времени на работу с одним участником. Так бывает. Нейтральная позиция – не вовлеченная, не заинтересованная в том или ином взгляде. Поэтому из нее гораздо легче решать конфликт, оставаясь в стороне от оппонентов. В конце концов, только общая польза группы и освоение программы – настоящая цель тренера. Именно эту позицию он отстаивает с помощью не директивного лидерства и метапозиции.
Психологические техники в тренинге
Бизнес-тренинг направлен не столько на психику участников, сколько на развитие их навыков. Однако тренеру могут потребоваться и психологические инструменты в работе. И чем опытнее тренер, чем сложнее группа, тем чаще он их использует для улучшения результата и экономии энергии. Ниже я приведу распространённые техники, которые может освоить любой тренер, было бы желание.
Активное слушание. Подтверждение, что тренер не только слушает, но и слышит участника. Некоторые техники из этого набора еще и позволяют управлять ходом беседы.
Буферные фразы. Помогают разрядить напряжение, переключить внимание в нужную сторону. Таких фраз великое множество, важно иметь их в запасе и своевременно использовать.
Рефокусировка. Подмечено, что наша реальность – это то, на чём мы сфокусированы в данный момент. Техника помогает с помощью вопросов сосредоточить внимание группы или участника на действительно важном, отбросив всё остальное.
Рефрейминг позволяет разорвать шаблон восприятия или мышления, проявить гибкость, рассмотреть ситуацию с разных сторон. Метод действенный, рекомендуется для преодоления тупиков, стереотипов, однобокого взгляда.
Метапозиция. Об этом методе я уже рассказал выше. Здесь добавлю, что метод метапозиции помогает не только в конфликте, но и в ситуациях тупика, когда участник или группа упираются «в стену» и не знают, как решить задачу.
Шкала ресурса. Метафорическая техника, позволяющая наглядно представить уровень физической и эмоциональной наполненности человека, заряд его «ресурсной батарейки». Позволяет, в частности, тренеру быстро входить в нужное ресурсное состояние.
Выводы
Вывод несколько парадоксальный и не совсем про тренера, а про роль руководителя в компании или подразделении.
Руководитель очень часто обучает своих сотрудников, иногда даже не догадываясь об этом – в режиме совета или рекомендации. Фактически, руководитель выполняет функции бизнес-тренера, поэтому вполне логично получить в этом направлении основательную подготовку: дизайн обучения, работа с группой, инструменты тренера и фасилитатора, цифровые методы обучения, разработка эффективных упражнений для развития навыков.
Желаю успехов в обучении и развитии своих специалистов!
Николай Смирнов