Подчинить себе время
В Петербурге растет интерес к относительно новому виду обучающих тренингов – тайм-менеджменту. Продвинутые компании все чаще отправляют своих сотрудников на курсы грамотного планирования времени. Кроме того, подобные курсы зачастую оказываются козырем для соискателей, говорят рекрутеры.
Руководитель отдела обучения компании «Мастер-Класс» Валерия Вахрушева констатирует, что многие придерживаются мнения о том, что управлять временем невозможно и нужно только подстроиться под его течение.
Но существует и другая позиция, которую продвигают организаторы тренингов. Она заключается в том, что определенные инструменты помогают оптимизировать время. «Для меня тайм-менеджемент – это оптимизация жизнедеятельности человека», – говорит Валерия Вахрушева. Она отмечает, что первые программы по обучению эффективному управлению временем появились в России еще в 1990-х, но тогда они были мало востребованы и не получали доверия со стороны потенциальных клиентов.
Но за последние пять лет, по ее словам, интерес к таким программам заметно вырос и продолжает увеличиваться с каждым годом. «Такой спрос вполне объясним. Сейчас требования к сотрудникам выросли. Вместо того чтобы расширять штат, многие работодатели предпочитают наделять одного сотрудника несколькими функциями. Таким образом, работник должен выполнять несколько задач, быстро принимать решения. В этом смысле абсолютно всем важно обладать навыками грамотного использования времени, независимо от профиля компании, в которой человек работает», – говорит госпожа Вахрушева. Она добавила, что компании иностранным капиталом более привычны к тренингам, и у них традиционно в бюджете есть строчка на проведение тренингов для сотрудников.
Спрос рождает предложение, и сегодня в Петербурге работает большое количество компаний, специализирующихся на организации тренингов и предлагающих спецкурс по тайм-менеджменту.
Все программы, которые предлагаются сегодня в России, уже давно были разработаны западными специалистами. Однако опытные специалисты эти программы адаптируют, учитывая реалии российского бизнеса, обстоятельства и цели конкретной компании, говорит госпожа Вахрушева. «Важно понимать, почему компания обратилась к тренеру, какие проблемы мешают ее сотрудникам грамотно распределять рабочее время и выполнять поставленные задачи в указанные сроки», – подчеркивает эксперт.
Как показывают исследования, многие сотрудники неэффективно используют 40% рабочего времени, отвлекаясь на социальные сети, чаепития, перекуры. Для того, чтобы сформировать программу, тренеру необходимо изучить поведение сотрудников, руководителей компании, понять, как ведется работа в компании, рассказывает Валерия Вахрушева.
Корпоративный тренинг (для сотрудников определенной компании) традиционно длится два полноценных рабочих дня, с 10 до 18 часов. В процессе курса совмещаются теория и практика. Программа состоит из пяти основных блоков, отмечает Валерия Вахрушева. Первый – «целеполагание». На этом этапе тренер рассказывает, как правильно ставить цели, каким образом организовывать иерархию целей, как определять степень важности каждой из них. «Не всегда сотрудники сами виноваты в том, что не могут в установленные сроки выполнить поставленную перед ними задачу. Нередко руководитель неправильно определяет цель, из-за чего в дальнейшем идет череда проблем», - рассуждает эксперт.
Второй блок программы – «планирование». После того, как цели определены, должны быть сформулированы задачи и сроки их решения. На этом этапе тренер рассказывает об инструментах, которые помогают оптимизировать деятельность. Как правило, даются советы по использованию стандартной офисной почтовой программы Outlook , а также рассказываются некоторые нюансы работы с iPhone , планшетами. Но здесь трудно найти какие-то стандартные советы, потому что у всех разные гаджеты, подчеркивает Валерия Вахрушева.
Третий блок – «расстановка приоритетов». На данном этапе необходимо определить, какие задачи будут решаться в первую очередь и почему.
Четвертый блок программы – непосредственно, реализация намеченных планов. Здесь важно, чтобы у сотрудника была мотивация выполнять все поставленные руководством задачи. В частности, должны быть одинаковые ко всем сотрудникам. То есть если один работник должен выкладываться на 100%, то и все остальные должны выполнять все свои обязанности. К отсутствию мотивации можно отнести и необъективно низкую зарплату. «Кроме того, на этапе реализации планов необходимо бороться с так называемыми поглотителями времени, к которым относятся, например, социальные сети, общение с коллегами, перекуры, чаепития», - рассказывает госпожа Вахрушева.
Наконец, пятый блок – анализ и контроль выполненных задач. На этом этапе необходимо проанализировать, что из намеченного, в каком объеме и в какие сроки удалось сделать.
По такому стандартному кругу специалисты строят свои программы, говорит Валерия Вахрушева. Стоимость корпоративной программы для группы из 15 человек составляет 120 тыс.рублей. Для физического лица курс обойдется в 10-11 тыс.рублей. Есть также специальные программы для руководителей бизнеса, стоимость которых несколько выше, отмечают участники рынка.
Эксперты отмечают действенность курсов по тайм-менеджменту, но подчеркивают, что человек, отправляясь на такой курс, должен понимать, что тренер не посыплет его волшебной пыльцой. Он лишь покажет инструменты, которые помогут оптимизировать время, как в офисе, так и за его пределами. «Нужно быть готовым после тренингов продолжать колоссальную работу над собой, менять что-то в своем подходе к работе и отдыху», – резюмирует Валерия Вахрушева.
По материалам газеты Коммерсант, №110 (четверг, 27 июня 2013), подготовила Виктория Дрожащих