Как не попасть в психологическую ловушку: эффект демагогии
Современный человек перегружен информационным окружением. Несмотря на казалось бы обширные знания, он в большой степени подвержен влиянию социальных и психологических феноменов хотя бы потому, что не задумывается и не подозревает о них. Это явление сродни тотальному влиянию рекламы на людей общества потребления.

В ряде публикаций мы расскажем о наиболее распространённых психологических феноменах и дадим рекомендации по их использованию во благо вам и вашей эффективности.
Таинство демагогии
В своей книге «Я и Мы» (Москва: Молодая гвардия, 1969 г.) советский психолог Владимир Леви предложил читателям следующий текст:
По натуре Вы доверчивый человек, но жизнь научила Вас осторожности. Лишь одному-двум людям Вы решаетесь доверить самое сокровенное, но и при этом всегда испытываете чувство невысказанности. С некоторых пор Вы поняли, что по самому большому счёту человек безысходно одинок, но Вы уже почти смирились с этим и рады, что есть по крайней мере немногие люди, с которыми об этом можно забывать. Вы довольно-таки упрямы, но Ваша воля иногда Вам отказывает, и это сильно переживается. Вам хотелось бы быть более уверенным в себе, в некоторые моменты Вы просто презираете себя за неуверенность — ведь, в сущности, Вы понимаете, что не хуже других. Бываете раздражительны, иногда не в силах сдержаться, особенно с близкими людьми, и потом жалеете о своих вспышках. Нельзя сказать, чтобы Вы не были эгоистичны, иногда даже очень, но вместе с тем Вы способны, забывая о себе, делать многое для других, и если взглянуть на Вашу жизнь в целом, то она представляет собой, пожалуй, во многих отношениях жертву ради тех, кто рядом с вами. Иногда Вам кажется, что Вас хитро и деспотично используют, Вас охватывает бессильное негодование. Много сил уходит на обыденщину, на нудную текучку, много задатков остается нереализованными, да что говорить… Вы уже давно видите, сколько у людей лжи, сколько утомительных, никому не нужных фарсов, мышиной возни, непроходимой тупости — всё это рядом, и сами Вы во всём этом участвуете, и Вам противно, — а всё же где-то, почти неосознанно, остаётся вера в настоящее, нет-нет и прорвётся. Вы самолюбивы и обидчивы, но по большей части умеете это скрывать. Вам свойственно чувство зависти, Вы не всегда в нём сознаётесь даже себе, но Вы способны от души радоваться успехам людей, Вам близких и симпатичных.
Более половины опрошенных читателей отметили, что этот текст совпадает с их представлением о себе, т.е. даёт описание конкретных читателей. На самом деле, этот текст использует обобщённые характеристики, не связанные ни с каким конкретным человеком. Феномен состоит в том, что вызывает доверие источник текста и предваряющие слова о персонализации – например, предварительный тест.
Феномен Форера
Ранее психолог Бертран Форер тоже проводил подобный эксперимент на студентах и получил такой же эффект. Студентам предварительно выдавались вопросы, ответы на которые якобы оценивались психологами. Затем всем в качестве результата теста был предложен один и тот же текст из гороскопа. И более половины студентов восприняли его как соответствующий им портрет личности.
На данный момент выявлено три фактора, усиливающие эффект:
- Человек считает, что описание персонально – относится только к нему.
- Человек получает это описание из рук авторитетного специалиста (психолога, учёного, известной личности).
- В описании присутствуют преимущественно позитивные характеристики.
Важно, что есть некоторая предварительная часть – где происходит оценка личности этого человека.
Психологическая ловушка феномена
Ловушка этого эффекта состоит в том, что люди получают «персонализированную» информацию, к которой прилагается рекомендация или призыв к действию. Они склонны верить этой информации и часть возникшего доверия перекладывают на вторую часть – на полученные рекомендации. В этот момент у человека «отключается» критическое мышление, он может принять решение, основываясь на посторонних рекомендациях, а не на своих текущих потребностях.
Применяется этот эффект и в рекламе, и в торговых точках, и в сервисных центрах. Самое опасное и вредное проявление – когда им пользуются недобросовестные люди в «индустрии здоровья» – онлайн-курсах или вебинарах на темы различных заболеваний или проблем со здоровьем, здорового питания и т.д.
Выводы и рекомендации
- Держите в уме свои цели, не позволяйте «сбить вас с курса»;
- Если вас вынуждают принять решение в сложных, ограниченных по времени условиях, дайте себе право взять тайм-аут, чтобы обдумать это решение. Спросите себя «что/кто повлияло на моё решение?»;
- Когда вы слышите от кого-либо (тем более от незнакомых людей или СМИ) свою характеристику, спросите себя «что заставило меня подумать, что это всё обо мне? Откуда этот человек так хорошо меня знает?».
Автор Владислав Злобин