«Что такое лидерство? Много лет мы определяли лидерство как процесс влияния на людей для достижения какой-либо цели. Современное понятие лидерства шире. Это способность при помощи собственной индивидуальности развивать индивидуальность других людей.»
«Наличие харизматичного и прозорливого лидера совершенно необязательно для построения великой компании и может даже являться помехой долгосрочному успеху.»
«Если вы - блестящая харизматическая личность, прекрасно. Если же нет – тоже хорошо, поскольку вы попали в компанию вместе с теми, кто построил Procter&Gamble,Sony,Boeing,Hewlett-Packard и Merck. Неплохое соседство.»
Цель тренинга:
- Повысить эффективность работы лидеров по созданию и развитию своих команд
Участники узнают :
- Как поставить цели в работе с командой и достигать их
- Как создать и развить команду
- Как управлять мотивацией и сплочённостью команды
- Способы повышения продуктивности командной работы и своей собственной
- Как войти в существующую команду
- Как влиять на членов команды
- Влияние команды на лидера, как распознать манипуляции
- Как выявить и развить настоящие лидерские качества
- В каких случаях командная работа эффективна, а в каких - нет. Принципы построения команды. Условия успешной командной работы.
- Разработка "работающей" миссии команды. Требования к формулировкам.
- Стадии развития команды и уровни развития организации.
- Действия лидера на различных стадиях развития команды.
- Распределение ролей в команде с учетом личностных особенностей участников.
- Методы разрешения внутрикомандных конфликтов.
- Технологию проведения группового обсуждения и решения проблем в команде
- Стили лидерства.
- В каких ситуациях они работают лучше
- Модели создания успешных команд и успешного лидерского поведения
Программа:
Что такое лидерство? Феномен лидерства. Когда и где мы можем наблюдать примеры лидерского поведения? Формальные и неформальные лидеры. Роли в неорганизованной группе. Роли в команде. Инструменты создания команды.
- Лидерство. Цели и смыслы. Успешные лидеры.
- Миссия команды и командный контракт. Принципы эффективной командной работы.
- Влияние лидера на группу и группы на лидера.
- Типологии людей и их взаимодействие. Тесты на лидерство.
- Как из неорганизованной группы создать команду? Как распределить роли в команде?
- Как распознать роли в существующей команде? Техники использования ролей в команде.
- Развитие лидерских качеств руководителя. Управление и лидерство.
Методы Лидера: техники оказания влияния на сотрудников .Техники принятия «дальновидных» групповых решений.
- Стили лидера. Какой стиль эффективнее, в какой ситуации? Ситуативное лидерство.
- Как стать лидером для своей команды?
- Модель «Лидер-команда» как система инь-ян.
- Техники влияния и убеждения.
- Техника групповых обсуждения и принятия групповых решений.
- Лидерство и работа в команде. Что делает группу людей командой? Преимущества и недостатки командной работы.
- Понимание групповой динамики: формирование, "притирка", нормирование, переформирование. Как лидерский стиль влияет на чувства подчиненных и эффективность их работы.
Что понимается под командой. Когда работа в команде эффективна?
Три основные потребности в групповой работе и общении: потребность в постановке задач, поддержание командного духа, индивидуальные потребности. Что наиболее важно? Круговое взаимодействие: как эти три потребности оказывают влияние друг на друга?
- Коммуникации и межличностное общение в команде.
- Тренинг общения и коллективного принятия решений.
- Способы мотивации: классический подход и современный; Техники выращивания «звезд» в своем отделе.
- Техники использования «самомотивации» при управлении сотрудниками.
- Данная программа развивает следующие компетенции:
Топ-уровень:
- субъектность ( способность к отстаиванию собственной точки зрения, способность к риску, ориентация на достижение цели и получения результата, ответственность за решение проблем и пр.);
- командность ( ориентация на взаимодействие и со-организацию ресурсов внутри топ-команды, лидерство (развитие и поддержка подчиненных) и пр.);
- гибкость (восприимчивость к новому, способность поддерживать изменения в деятельность и пр..);
- проективность (стратегическое мышление, технологии планирования, способность к генерации идей и пр..);
- коммуникативная мобильность
- лидерство (лидерские навыки и технологии работы с командой)
Общие положения:
Развивая, в процессе обучения навыки лидерства, предполагается рост мотивированности и зрелости участников. Поэтому ведение тренинга имеет целью преодоление пассивности участников и развитие их способности брать на себя ответственность.
Такие методы интерактивного обучения, как структурированные ролевые игры, моделирование можно в некотором смысле уподобить драме. Роль лидера позволительно сравнить с ролью театрального режиссера, Это лидерское поведение, которое Херси и Бланшар ( Hersey and Blanchard, 1977) называют task and low in relationship – ориентированными на задачу, а не на отношения.
Роль лидера меняется в зависимости от развития группы. Таким же образом ведет себя ведущий тренинга. Вначале режиссер продолжает объяснять или дискутировать до тех пор, пока актеры не проникнутся достаточным пониманием того, что они должны и хотят сделать. После этого режиссер объявляет начало действия и актеры должны превратиться в сплоченную команду. Теперь режиссер может больше времени уделить развитию отношений. По мере того, как участники становятся более уверенными, режиссер меньше сосредотачивается на задаче, а больше на вдохновении и поддержке отдельных участников.
При обсуждении ролевых игр, ведущий будет фокусироваться на роли лидеров, что они делали, как менялись их роли в процессе, как вел себя ведущий и почему. Это даст возможность участникам проследить действия лидера на каждом этапе работы группы.
Лидеры в играх должны развиться из членов группы с молчаливого согласия последних. Они опираются на силу собственных знаний, личности и информированности. Участники, которые становятся лидерами в процессе интерактивного обучения, демонстрируют определенное поведение, которые ведущие могут с пользой интерпретировать так, чтобы помочь им действовать более эффективно. Для этого в тренинге предусмотрена тренировка трех самых необходимых для лидера категорий поведения: фасилитация достижения групповой цели ( решение проблем в группах, коллективное принятие решений), авторитете своей личности ( власть и влияние на людей), общение с группой ( развитие коммуникаций, отношений).
В лидерстве присутствуют три решающих фактора: степень признания группой, задача и сила личности лидера. Все три аспекта, на которые можно обратить внимание группы, когда группа, получив определенный опыт, обсуждает случившиеся на тренинге. Как лидеры применили силу своих личностей, чтобы быть принятыми группой? Каким образом лидерам удалось подчинить себе команду и поставить задачи так, чтобы с ними согласилась вся группа? Как они спасали ситуацию там, где группа оказывалась не слишком сильной, тем самым, сохраняя команду мотивированной? Кто приобрел власть с помощью собственного мастерства межличностного общения?
Эффективное руководство требует специальных познаний и знания лидером самого себя, тогда он может воспользоваться этими рычагами власти должным образом, в зависимости от способностей, восприимчивости и ответственности своих подчиненных, а также характера задачи. Но откуда могут знать неопытные лидеры, какое именно поведение окажется для них благоприятным, а также где и почему такое поведение должно развиться? Разобраться в этом помогают методы интерактивного обучения – структурированные дискуссии, разыгрывание ролей, игры и моделирование. Они делают лидерское поведение зримым и слышимым в искусственно созданных ситуациях, которые одновременно и преувеличивают, и упрощают реальные жизненные ситуации и события.
Основные виды работ и материалов.
В ходе тренинга будет использоваться раздаточный материал, который будет содержать, как структурированные фрагменты теоретического материала, так и задания к упражнениям, которые будут прорабатываться на тренинге.
Методы проведения:
- Активные командные упражнения, обсуждения, дискуссии, интерактивные мини-лекции, подвижные разминки, выполнение заданий в мини-группах, разбор реальных ситуаций.
Время проведения: С 10 -18 часов ( 2 дня )
Отзывы участников:
Татьяна, директор магазина
Узнала новые методы руководства и как использовать свою «слабохарактерность». Нашла поддержку своей мотивации как лидера на дальнейшую работу.
Александр,юрист,руководитель отдела
Узнал новые идеи, приобрел опыт на тренинге как управлять людьми в разных ситуациях. Почувствовал поддержку группы, осознал свои лидерские качества
Ирина, заместитель директора
Узнала новые способы управления людьми, получила ясность о своем способе и стиле лидерства, проявила свои творческие качества, поняла как использовать особенности своей личности в руководстве
Сергей, со-учредитель, собственник двух ИТ-компаний
Проверил свои силы как лидера, считал себя добрым «в кубе», понял, что это мое качество не мешает мне добиваться успеха и быть лидером. Группа поддержала меня. Появились идеи по дальнейшему развитию компании
Елена, руководитель, собственник консалтинговой компании
Структурировала свои знания, получила вдохновение для дальнейшей работы
Денис, технический директор
Получил необходимую информацию, понял как развивать свой отдел и строить команду, осознал свои собственные качества лидер
Екатерина , директор
Полезность тренинга: полезный
Качество материала: отлично
Навыки и знания, приобретенные на тренинге важные для моей дальнейшей работы: Умение работать с неформальным лидером. Каким образом я собираюсь использовать полученные знания и навыки? Необходимо выявить лидера оппозиции и осуществить распределение ролей.
Положительные моменты тренинга: Получение новой информации, проведение игр, работа в позитивной команде и… хороший тренер.
Пожелания: Продолжать обучать руководителей - это очень важно.
Виталий, руководитель отдела продаж
Полезность тренинга: очень полезный
Навыки и знания, приобретенные на тренинге важные для моей дальнейшей работы: Способы создания команды и работы в ней
Каким образом я собираюсь использовать полученные знания и навыки? Обозначить себя как лидера! Определить цели в команде, распределить роли, выявить ожидания.
Ольга, директор по персоналу
Полезность тренинга: очень полезный
Качество материала: отлично
Навыки и знания, приобретенные на тренинге важные для моей дальнейшей работы: Уделять внимание этапам, на которых находится команда, организовать процесс на каждом этапе. Видеть способности людей и ясно представлять, какую роль можно им поручить. Каким образом я собираюсь использовать полученные знания и навыки? Проводить анализ, тренировку этапов: обсуждение-действие. Анализировать способности сотрудников и те роли, которые они играют в коллективе.
Положительные моменты тренинга: Получила много информации о себе как о руководителе и личности в целом.
Дополнительно:
Бизнес-тренинг проводится в интерактивном режиме. Для эффективного усвоения теоретического материала в программу включено большое количество ролевых и деловых игр. Каждый участник получит раздаточный материал в форме рабочего пособия, содержащего информацию, формы для анализа, тесты, дополнительные материалы по теме «Лидерство». По окончании выдается сертификат. После тренинга проводятся консультации участников. Обеды и кофе-брейки включены в стоимость тренинга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Аверченко Л.К. и др. Психология управления. Курс лекций. М.-Н., 1997
2 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998
3 Дубовская Е.М. Лекции по психологии малых групп.
4 Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства
5 Чалдини Р. Психология влияния. Питер., 2000
6 Коллинз Дж. От хорошего к великому.Питер,2000
Коллинз Дж. , Поррас Джерри Построенные навечно.Стокгольмская школа экономики,2004
7 Беннис У. Лидерство,М.,2001
8 Максвелл Д.С. Шеф и его команда. Пер. с англ., Питер., 1998
9 Бейер Д.М. Изменения в организациях. Лидерство., М.1999
10 Бленгард К.Ситуационное лидерство М.,2000
11 Маккей Х. Дорога к вершине. Рипол Классик, М., 2003
12 Bodner S. Experimental Training, A Stepping Stone for Work Teams. CSWT Reports, 1997
13 Bodwell D. High Performance Team. 1996
14 Folsom J. Статьи по командообразованию. Интернет-страница компании The Wings.
15 Belbin,RMeredith (1981) Management Teams;Why they Succeed or Fail.London:Heinemann
16 Fiedler,Fred F and Martin M Chemers (1974)Leadership and Effective Management,Glenview,Scott,Foresman and Co.
17 Зуб.А, Смирнов С.,Лидерство в менеджменте, М.,Воскресенье,1999
18 Бланшар Кен, Лидерство к вершинам успеха, Питер,2008